4/17.07.2004
Судьбы Русской Церкви. Что у нас осталось от дореволюционной Церкви? Сейчас для Церкви времена неизмеримо лучшие, чем в недавнем прошлом; но не надо думать, что они не испортятся, и ждать, что наши усилия по возрождению Церкви непременно увенчаются успехом. Главная наша задача - спасти свою душу, а остальное как получится.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святых Царственных мучеников. И это не просто память мучеников,
просиявших в Церкви, не просто память страстотерпцев, которыми они являются,
если говорить более точно, но это и память, связанная с судьбами Русской Церкви,
а через это и вообще Православной Церкви во всем мире. Потому что появление
у нас таких благочестивых царей свидетельствует о том, что перед революцией
шло духовное возрождение, что многие люди возвращались к настоящему святоотеческому
пониманию Церкви и постепенно приходили к истинному православию. Но то, что
произошла революция и столь многие из них стали мучениками - а прежде всего
это относится к царской семье, - говорит о том, что хоть это возрождение и было,
но оно уже было слишком поздним для того, чтобы спасти Русскую Церковь в том
виде, в котором она была. То есть сначала русские цари за много веков до того
фактически подрубили тот сук, на котором сидели, - канонический строй Российской
Церкви, - а потом, когда появились благочестивые и православные цари, этого
оказалось недостаточно для того, чтобы Церковь исправить. Поэтому все равно
все рухнуло. Но хотя рухнуло то церковное здание, которое до революции стояло
у нас, а вследствие этого рухнули вообще все церковные здания, которые существовали
в мире, церковное духовное возрождение все-таки продолжилось, и нашлось кому
почтить память Царственных мучеников. Потому что сейчас мы оказались перед необходимостью
выстраивать церковное здание заново. Конечно, не на пустом месте, но, можно
сказать, от фундамента, потому что кроме фундамента у нас ничего не осталось.
Но что такое
фундамент, который у нас остался от дореволюционной Российской Церкви? Это именно
все то православное, что там было, те святые, которые там были, и конечно же,
в особенности Новомученики и Исповедники Российские, во главе которых стоят
Царственные мученики. И потому можно сказать, что в наше время мы к ним более
близки, чем подавляющее большинство их современников, точно так же как и к Христу
гораздо ближе все истинно-православные христиане, чем подавляющее большинство
тех, кто были современниками Его земной жизни. Потому что настоящая близость
со святыми заключается не в одновременном существовании вместе с ними на земле
и даже не какое-то личное знакомство с ними во время земной жизни, а единство
в Теле Христовом.
Но когда мы
смотрим на свою собственную жизнь, на то, что нам предстоит, мы должны понимать,
что хотя сейчас для Церкви времена неизмеримо лучшие, чем те, в которые эти
мученики пострадали, но никто нам не обещал, что на нашем веку они не испортятся;
а если даже они до такой степени и не испортятся, все равно не надо ожидать,
что наши благие усилия, которые мы предпринимаем, непременно принесут какой-то
плод, явно заметный внешне в делах церковных. Царь Николай тоже хотел всячески
содействовать исправлению дел церковных, иногда это у него получалось более
успешно, иногда менее, но в целом, как мы видим, совершенно все рухнуло, несмотря
на те частности, которые ему удалось исправить. И вот, никто не дал нам обетования,
что наши усилия по возрождению Российской Церкви не окончатся таким же провалом.
Хотя трудно судить, кто по человеческому разумению имеет больше шансов на успех
- то ли царь Николай в свое время, то ли мы в наше время, - но как бы мы ни
судили, мы знаем, что решаться все будет судами Божиими, которые по человеческому
разуму нам никогда известны не будут.
И поэтому
мы должны понимать, что есть только одно, чем мы должны по-настоящему послужить
Церкви (а все остальное вторично), и это одно - наше личное спасение. У нас
есть наша собственная душа, которая нам вверена и о спасении которой мы должны
прилагать максимальные усилия. Если мы захотим эти усилия приложить, то тут
мы имеем обетование, что они будут успешными. В этом отношении просто не может
быть никакой неудачи. Неудача нас тут ждет, только если мы сами пренебрежем
своим спасением.
Точно так
же мы знаем из церковной догматики, что именно через такие усилия созидается
Церковь в целом. И поэтому если мы будем стараться думать о спасении собственной
души и прилагать к этому все усилия, то тем самым мы будем действительно содействовать
возрождению Церкви в России. И вот это хорошо, и ни на что другое рассчитывать
не надо. Конечно, мы должны стараться, чтобы Церковь в России возродилась и
как церковная организация, чтобы у нее было много храмов; но ожидать, что наши
старания в этом направлении непременно увенчаются каким-то успехом, мы ни в
коем случае не должны. Если мы будем этого ждать, хотеть или ожидать, что в
нашей Российской Церкви все дела будут непременно идти хорошо и в соответствии
со Священным Преданием, то мы можем впасть в большое искушение и даже больше
навредить тому делу, о котором мы радеем, и, самое главное, - навредить своей
душе. Потому мы, конечно, должны смотреть по сторонам и следить за тем, что
происходит, поскольку это в нашей обязанности, стараться всюду исправить, что
можем, но абсолютно необходимым условием этого является забота о нашей собственной
душе. И вот тогда будет от нас польза и другим.
И да поможет
нам в этом пример святых Царственных мучеников, которые старались заботиться
о своей собственной душе, старались, в меру своего положения - а оно у них было
очень высоким, - заботиться о делах церковных, но в отношении собственной души
у них все получилось, а в отношении церковных дел - можно сказать, по-разному:
если смотреть внешне, они потерпели глубочайшее поражение, а если смотреть более
внутренне, можно сказать, что получилось еще лучше - они принесли ту самую кровь
мучеников, на которой по-настоящему воссоздается Церковь, теперь уже Истинно-Православная
Российская. И в истории нашего прихода тоже так же произошло, когда на крови
мученика разрастается целая церковная структура вместо одного маленького прихода.
Аминь.
Обсудить
можно
|