15/28.07.2004
Св. Владимир начал Крещение Руси с самого себя, с изменения своей жизни - именно потому он и Русь крестил успешно. Чтобы наши неверующие близкие жили с нами в мире, надо нам самим исправлять свою жизнь; не надо жаловаться на неподходящее окружение, потому что дело в нас самих.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святого равноапостольного великого князя Владимира, который
крестил Русь в 988 году. Конечно, мы все не в первый раз о нем слышим и что-то
читали о нем; жития его как такового не существует, только в позднее время были
написаны разные сказания про него, но существуют летописные известия, "Слово
о законе и благодати" митрополита Илариона в честь памяти святого Владимира,
и в церковном предании поэтому о нем сохранилось многое, что показывает нам
не только его исторические деяния и какие-то факты, но показывает, самое главное,
их духовную подоплеку. А самая главная подоплека, согласно всем свидетельствам,
которые, по всей видимости, восходят действительно к реальным фактам, состоит
в том, что святой Владимир начал Крещение Руси с самого себя - и не просто с
того, что принял крещение, потому что это требовалось чисто формально и без
этого невозможно было крестить Русь, но с того, что после крещения действительно
принял христианскую веру. Он резко изменил свой образ жизни, свои манеры, покаялся
в том, что совершал, будучи язычником, потому что очень многие греховные порядки
для язычников были совершенно нормальными, но Владимир резко переменился после
крещения и все то, что было не согласно с христианским образом жизни, оставил,
и вообще у него даже характер изменился, и он стал человеком кротким.
Какой это
дает урок нам? Святой Владимир очень успешно крестил Русь, и обратного поворота
к язычеству уже быть не могло, хотя при жизни Владимира не очень большой процент
русских людей стал православным. Но можно вспомнить, что и при святом императоре
Константине тоже небольшой процент граждан Римской Империи стал христианами,
но обратного пути уже не было. Поэтому действительно можно сказать, что как
дело святого Константина было успешным, так и дело нового Константина, как прославляет
святого равноапостольного Владимира сегодняшнее богослужение, тоже было успешным.
На чем же был основан этот успех? Прежде всего на том, что сам князь стал по-настоящему
христианином. И вот, из этого мы должны сделать очень простой вывод сами для
себя: если мы хотим, чтобы наши близкие жили с нами в мире и не приставали к
нам из-за того, что мы христиане, мы в их глазах не должны меняться к худшему.
Пусть у нас появятся какие-то, с их точки зрения, странные особенности, но в
конце концов у всякого человека есть какие-то свои странности, и их всегда будут
нам прощать - при условии, что мы сами по себе будем действительно становиться
лучше. Потому что если мы будем становиться сами лучше, то в конечном счете
и от нас окружающим будет становиться лучше, хотя временами и неудобно, но в
общем и целом получится все-таки лучше. И тогда наши близкие будут постепенно
заинтересовываться христианством, проникаться к нему симпатией, и дальше уже
можно будет с ними говорить о содержании христианской веры. А пока этого нет,
пока мы являем только такой, можно сказать, звериный оскал православия, то,
конечно, никто с нами о вере разговаривать не будет, а любой разговор, даже
если он и произойдет, послужит только к поношению православия. Не даром поэтому
апостол Павел говорит христианам: "Из-за вас имя Божие находится в поношении
у язычников".
И поэтому
никогда не будем жаловаться на то, что мы живем в неподходящем окружении. Конечно,
мы все живем в неподходящем окружении; ну и что? Нам даже еще и легче, потому
что наше неподходящее для христиан окружение - оно, как это было во времена
святого Владимира, в основном даже и не называет себя христианским; это просто
люди, которые о христианстве не думают. Было бы гораздо хуже, если бы оно состояло
из людей, которые называли бы себя христианами, но ими по сути не являлись.
Таких людей среди нашего окружения и наших знакомых гораздо меньше, хотя они
и встречаются. И поэтому нам надо благодарить Бога, что разница между не-христианством
и христианством в наше время, в нашей жизни определяется относительно легко
по сравнению с тем, что бывало в другие эпохи. Надо понимать, что ничего в нашем
положении такого уж особенного нет, что и раньше так бывало, и всегда было нечто
похожее на то, что мы все переживаем. И не надо думать, что к нам кто-то плохо
относится потому, что мы христиане. К нам относятся плохо потому, что мы плохо
себя ведем, - обычно это бывает именно так и очень редко из-за того, что мы
христиане. И плохо мы себя ведем не только по-человечески, с житейской точки
зрения окружающих людей, но, к сожалению, и с точки зрения христианской тоже.
И вот, надо стараться исправляться и не терять духа от того, что вокруг на столько
много нехристиан. Можно заметить, что даже вокруг Господа Иисуса Христа тоже
не было повсеместного обращения к вере, а уж нам тогда тем более не следует
жаловаться, но мы обычно ожидаем чего-то большего, чем следовало бы.
И вот, князь
Владимир как раз был таким святым, который крестил множество народа, и вокруг
него очень многие обратились в христианство, - а все почему? - Потому что он
не унывал, старался исправляться сам и не падал духом из-за того, что очень
многие при его жизни все-таки не принимали христианство или принимали его только
для вида, а на самом деле оставались язычниками. Но потом бывало по-разному:
бывало, что все-таки они приходили по-настоящему к христианству, а если и не
приходили сами, то уже их потомки смогли стать христианами. Поэтому будем просить
помощи святого Владимира и всех святых вообще, чтобы нам проводить жизнь по-христиански,
и в частности, будем просить их помощи в том, чтобы проводить нам свою христианскую
жизнь должным образом в нашем нехристианском окружении, чтобы молитвами крестившего
Русь святого Владимира по возможности обращались в истинную Церковь современные
русские люди, которые живут вокруг нас. Аминь.
Обсудить
можно
|