20.08/2.09.2004
Св. Серафим был из такой среды, где жили, как бесноватые, и в христианство почти не обращались; но он стал по-настоящему православным и явил образ православия святоотеческого. Трудности обращения, связанные с организацией православия в Америке по национальному принципу. На поверхностный взгляд, дело о. Серафима по возрождению монашества провалилось; но на самом деле оно растет и ширится не только в Америке, но и во всем мире.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память отца Серафима (Роуза), одного из тех подвижников современного
православия, которые просияли совсем недавно, и прошло немногим более 20 лет
со дня его преставления в 1982 году. И в этом году так получилось, что Евангелие,
которое читалось за сегодняшней литургией, было об изгнании бесов из бесноватого,
в котором этих бесов было легион, и они вошли в стадо свиное. И во многом это
Евангелие подходит к жизни преподобного Серафима (Роуза). Потому что, действительно,
его можно было назвать бесноватым по той жизни, которую он вел до принятия христианства
- и потому, что он вообще принадлежал к такой цивилизации, которая о христианстве
ничего не знала и знать не хотела (а можно сказать, что это была современная
американская цивилизация, т.к. все это было сравнительно недавно), и потому,
что сам он лично также шел всякими ложными путями: с одной стороны, увлечения
всякими китайскими религиями, а с другой стороны, увлечения тогдашней молодежи,
которые не очень сильно отличались от увлечений нынешней молодежи, потому что
это все было около 1960 года. И конечно, он принадлежал к такому слою людей,
среди которых православие обычно ни в какой форме не принималось. А если и бывали
случаи, что кто-то из них в какой-то форме принимал православие (такие случаи
тоже бывали), то все равно они потом сколько-нибудь правильного образа православной
жизни не являли, а жили не пойми как.
Но вот святой
Серафим не только принял православие, будучи выходцем из такой среды, где меньше
всего можно было бы этого ожидать, но и действительно постарался воплотить в
себе святоотеческие идеалы православия. То есть он не смотрел на то православие,
которое было вокруг него, а старался следовать святым отцам. Конечно, в этом
тоже были свои трудности, потому что все традиционное православие в Америке
и тогда, и отчасти теперь было этническим. То есть были какие-то группы эмигрантов,
может быть, уже не в первом поколении, принадлежавшие к тем народам, которые
традиционно исповедовали православие; это были прежде всего русские и греки,
а также православные арабы, сербы, румыны и т.д. И все они вроде бы и поддерживали
православие в своей среде, живя в эмиграции в Америке, но мало того, что они
сами совершенно не интересовались миссией среди американцев, а служили только
для своего круга на своих языках, а на английском не служили, а даже само понимание
православия в своей собственной среде у них было прежде всего национально окрашенным,
- как мы говорим, например, про Зарубежную Церковь, что она была "Церковью
русского народа", т.е. она была истинной Церковью, но, по пониманию ее
епископов и идеологов, это была Церковь русская, а не Церковь православная.
Поэтому трудно было туда придти нерусскому человеку, несмотря на то, что там
были такие люди, которые хотели, чтобы в РПЦЗ приходили и нерусские люди. И
одним из таких миссионерски настроенных людей был святитель Иоанн (Максимович),
который и стал для Серафима Роуза примером настоящего православия; собственно,
он и привлек его в настоящую православную Церковь.
Но как жители
страны Гадаринской стали просить Христа, чтобы Он от них ушел, увидев, какой
ущерб Он нанес им через исцеление бесноватого, так и жители страны Американской,
даже православные христиане, которые там были, всячески отторгали отца Серафима,
как в свое время и его учители святого Иоанна Максимовича, и старались, чтобы
он не напоминал о себе в их жизни. Поэтому, например, не было и речи о том,
чтобы Серафиму Роузу поступить в какой-нибудь монастырь Зарубежной Русской Церкви,
например, в Джорданвилль, несмотря на то, что там тогда настоятельствовал архиепископ
Аверкий, который его лично очень любил. Но понятно, что с монашескими идеалами,
направленными именно на подражание святым отцам, в Джорданвилле было делать
нечего. Поэтому отец Серафим решает основать свою обитель - в Калифорнии, в
Платине, в пустынном месте, - в которой он и подвизался до конца своих дней.
Дело отца
Серафима, как может показаться внешнему взгляду, не устояло, потому что только
при его жизни в Платине поддерживалась более-менее нормальная монашеская жизнь;
и несмотря на то, что сам он явил столь прекрасный образец православной жизни
и писал такие книги, почти никто из его довольно многочисленных учеников не
устоял в верности его идеалам; так что вроде бы можно сказать, что все его дело
разрушилось уже в первом поколении, - но на самом деле это не так. Потому что
надо смотреть глубже и дальше. Ведь если человек что-то делает впервые, будучи
именно первопроходцем, то внешне это обычно выглядит так, что он затрачивает
очень много усилий и умирает, так почти ничего и не получив взамен, никакой
видимой отдачи обычно не бывает. Но за ним идут вторые, третьи - может быть,
даже совсем не из его учеников, а пришедшие какими-то своими путями к тому,
чтобы ему подражать, - и постепенно получается, что его дело находит развитие.
Так бывает и во время атаке на войне, когда первая шеренга всегда должна полечь,
а потом уже вторая или третья что-нибудь захватит, захватит ту высоту, на которую
велась атака. Вот, отец Серафим принадлежал именно к такой первой шеренге, которая
просто-напросто полегла. Но она полегла для того, чтобы другие все-таки смогли
захватить ту высоту, взять которую стремилась первая шеренга. Потому что можно
все-таки сказать, что, хотя и с очень большим трудом, истинное православие в
Америке, которое не является ни этническим, ни обрядоверческим и не заражено
всяким так называемым батюшкизмом, постепенно все-таки пробивает себе дорогу.
И хотя это делается не только по следам Серафима Роуза, потому что были и другие
образцы, в той же Америке, но все-таки его влияние здесь очень велико, и, Бог
даст, оно будет шириться. И сейчас оно уже ширится и распространяется не только
в Америке, но и в других православных странах, прежде всего в России, где очень
почитают и любят святого Серафима; если бы это было не так, мы бы сейчас ему
не служили, а мы совершаем его праздник уже не первый год. И поэтому будем,
с одной стороны, черпать подкрепление наших собственных сил для того, чтобы
совершать наше спасение и помогать спасению ближних, обращаясь в молитвах к
святому Серафиму, а с другой стороны, вспоминая о его жизни, будем утешаться
тем, что не обязательно во время нашей жизни должны проявиться плоды нашей деятельности.
А кроме того, можно утешаться и таким, можно сказать, сомнительным утешением,
что во времена святого Серафима было очень плохо, а он это все вытерпел, а у
нас сейчас гораздо больше в жизни всяких обнадеживающих моментов, наша жизнь
гораздо легче, а следовательно, нам роптать уже совсем грешно. Аминь.
Обсудить
можно
|