7/20.09.2004
Почему гимнография в Церкви всегда остается необходимой. Церковь должна в своей жизни использовать для самоосознания и для проповеди все имеющиеся у нее средства, в том числе и гимнографию. Надо не только служить старые службы, но и составлять новые, отвечая на вопросы современной жизни.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
служили в честь памяти святой преподобной инокини Кассии, которая была песнописицей.
И так совпало, что в сегодняшнем Евангелии втором мы читали про Вартимея, который
прославился тем, что он обращался ко Господу, когда все вокруг на него шикали
и говорили, чтобы он не беспокоил понапрасну Учителя и вел себя тихо. Но он
отказывался вести себя тихо, а вместо этого все время взывал: "Иисусе,
Сыне Давидов, помилуй мя!" И вот этим он являет образ, конечно, молитвы
вообще, но в том числе и гимнографического делания. Потому что в наше время
как в никакое другое часто говорят: "Зачем еще составлять какие-то службы,
если мы даже не можем переслужить тех, которые существуют в наших минеях? Зачем
вообще выпендриваться и выдумывать какие-то новые богослужения?" Но на
самом деле это, конечно, необходимо, и для Церкви это признак жизни. Обязательно
в Церкви и появляются новые святые, и как-то более прославляются и почитаются
старые святые, которые, может быть, много веков назад просияли, - и именно это
происходит с инокиней Кассией, которая просияла в IX веке, а память ее становится
все более и более чтимой начиная с XIX века и особенно в ХХ веке. И вообще,
появляются какие-то новые церковные нужды, которые нужно как-то объяснять и
в богослужении старым святым и старым праздникам. Поэтому гимнография всегда
будет необходима. Гимнография это такая же необходимая функция жизни Церкви,
как и все остальные.
И недаром
так еще получилось, что память святой Кассии приходится на 7 сентября церковного
календаря, или 20 сентября нового стиля, в тот самый день, когда мы хоронили
в 1997 году нашего отца Александра. А как известно, в нашем приходе все гимнографическое
творчество началось с того момента, как мы обрели своего собственного святого,
святого мученика Александра, и написание богослужебных текстов в нашем приходе
началось именно со службы в честь отца Александра. И вот, именно день его погребения
был днем памяти святой Кассии, хотя тогда, в 1997 году, мы этого не заметили
и не знали.
Вот так получается,
что если мы хотим, чтобы наша Церковь жила, надо продолжать дело святых гимнописцев
и говорить о том, о чем нужно сказать именно сегодня. Потому что гимнография,
хотя она говорит и о вечном, хотя она нарочно излагает все "штампами",
как говорят те, кто ее не любит, но на самом деле лучше сказать, что она пользуется
определенным каноном: как в иконописи используется канон, и в тех областях,
где фантазия художника в светской живописи может играть, там в иконописи она
играть не может, точно так же можно сказать, что там, где свободно играет фантазия
светского поэта, фантазия гимнографа ограничена каноном. Но зато через эти формы
все время должно высказываться какое-то содержание, которого раньше не было;
поэтому гимнография, хотя она говорит и о вечном, в то же время и отвечает на
вновь и вновь возникающие нужды Церкви.
И если мы
хотим, чтобы наша Церковь прежде всего сознавала саму себя, сознавала свое место
в современном мире и несла свою проповедь современным христианам, а с другой
стороны, могла объяснить и вообще окружающим, что она собой представляет, то
нужно делать это на всех языках, которыми вообще Церковь привыкла изъясняться,
и одним из самых первых из них является язык богослужения, где самой выразительной
частью является именно язык гимнографии. Потому она совершенно необходима для
Церкви. Конечно, и иконы писать необходимо - у нас в приходе этого пока никто
не делает, к сожалению; но по крайней мере, надо делать то, что мы можем, и
тогда будут увеличиваться наши возможности, и Бог пошлет людей, которые обладают
теми способностями, которыми сейчас никто из нас не обладает. И поэтому не будем
слушать тех, кто говорит, что надо сидеть и не высовываться, что надо служить
то, что уже написано раньше, потому что святые отцы так не делали. Они, конечно,
служили то, что было написано раньше, но все время дописывали свое; то же самое
должны делать и мы. И вот тогда мы уподобимся Вартимею и будем помилованы, как
и он. А как он был помилован? Он прозрел. А что значит прозреть в духовном смысле,
все мы помним и знаем, что это самое важное, потому что это значит - получить
дар духовного рассуждения. Аминь.
Обсудить
можно
|