21.11/4.12.2004
В Ветхом Завете во Святое Святых входили только в исключительных случаях, а теперь это доступно всем в храме Тела Христова. Канонический запрет на слушание литургии без причащения. Почему пало православие в прежде православных странах, и что мы имеем теперь. Неправильное отношение к причастию у духовенства. "Рыба гниет с головы". Надо жить так, чтобы все время быть готовым к причастию. Какие бы ни были условия нашей жизни, надо стараться делать то, что положено.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память введения во Храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. И
это праздник, смысл которого, может быть, для современного человека наиболее
загадочен, и тем важнее нам понимать его духовный смысл, как он объясняется
у отцов Церкви и в Священном Предании церковном. Как же он объясняется? Что
такое вообще вхождение во храм? Это пребывание в Святом Святых, и мы знаем из
Ветхого Завета, что Иисус, сын Навинов, отрок, пребывал в скинии, в переносном
храме, т.е. Иисус Навин прообразовал то, что произойдет с Божией Матерью - постоянное
пребывание в святом месте. Но самое святое место, которое было в ветхозаветной
Церкви, не сравнимо с той святыней, которая появилась только у христиан, т.е.
с Евхаристией. Потому что главный храм, как Христос говорит в Евангелии, это
храм Его Тела, которым и заменяется тот вещественный Храм, который был уничтожен.
И храм Его Тела это тот храм, который дается нам в Евхаристиии, в причастии.
И поэтому через причастие мы входим в этот храм, точнее говоря, сами становимся
этим храмом, если принимаем Причастие с соответствующим покаянием и соответствующей
верой. И таким образом, то, что раньше не было доступно никому, и даже первосвященник
только раз в год входил во Святое Святых, а до этого существовали какие-то непонятные
исключительные случаи, как вот Иисус Навин, а после уже Божия Матерь, то теперь
это не только доступно всем, но становится обязанностью и нормой жизни всех
православных христиан.
Но конечно,
из веков православного одичания, если можно так сказать, мы вынесли другое отношение
к причастию, когда миряне стали подолгу не причащаться, когда установился обычай
приходить на литургию и стоять просто слушать, хотя в богослужении ясно говорится:
"Со страхом Божиим и верою приступите", - и все молитвы идут только
от лица тех, кто причащается, и богослужением не предусмотрено никакой позиции
зрителя. А если знать священные каноны, то даже и мирянам по 9-му Апостольскому
правилу запрещается стоять на литургии, не причащаясь, а по 2-му правилу Сардикийского
Собора за это накладывается наказание в виде отлучения от причастия, до тех
пор пока не явят плодов достойных покаяния, - такое же наказание, какое бывает
по 8-му Апостольскому правилу клирикам за то, что они без уважительной причины
не причащаются, присутствуя за литургией. И поэтому причащаться - это, конечно,
наша обязанность; и то, что для многих мирян является нормальным приходить на
литургию и не причащаться, - это, конечно, большой грех, который категорически
запрещен церковными правилами, но который вошел в обычай в те века, когда подавляющее
большинство православных христиан становились православными все более и более
только по внешности и в конце концов массово отпали от Церкви - конечно, не
все, но большинство, что мы сейчас и имеем во всех когда-то православных странах,
где большинство людей верят в переселение душ, гороскопы, астрологию, а в православие
верят как-то наряду с этим - что надо почитать гороскоп, а потом пойти поставить
в церкви свечку. Православия здесь, конечно, нет никакого. А если кто-то и более
церковный, то в большинстве своем это люди, которые ходят в экуменические церкви
и совершенно не разбираются в православных догматах.
Конечно, у
мирян не должно быть такого отношения к причастию. Но и священники относятся
к этому не лучше. Хотя и сохранился обычай, что священник всегда причащается,
если служит, но как он причащается? Откуда берутся священники? Они могут взяться
только из мирян, и какие миряне, такие и священники. Справедлива пословица:
"Каков поп, таков и приход", - но не менее справедливо было бы сказать,
что каковы миряне, таковы и попы. То есть если человек, еще будучи мирянином,
никогда не относился к причастию так, как положено православным христианам,
никогда этого не знал, то став священником и начиная причащаться за каждым богослужением,
он это делает просто "по работе". И действительно, многие священники,
в том числе и в нашей Церкви, что греха таить, до сих пор считают, что им можно
причащаться без какой-либо особой подготовки, которой они требуют от мирян.
Спрашивается: почему? А просто потому, что он - священник. Потому что он святой?
Нет, он не святой, а просто священник. Но где написано, что священник это какой-то
особый человек, "не якоже прочии человецы", и что от него не требуется
такой подготовки к причастию, как от других? Священники часто говорят, что у
мирян, если они не будут должным образом готовиться к причастию, по 2-3 недели
или даже больше, говея и ведя особую жизнь, то они будут причащаться неблагоговейно,
у них будет привыкание, и они будут пренебрегать святыней. Конечно, психологически
это опасение оправдано. Действительно, если миряне не будут готовиться к причастию
и стараться каяться и напоминать себе о том, что такое причастие, то все это
будет развиваться. Но не раньше ли это будет развиваться у духовенства? Уж кто
грешит пренебрежением к святыне, так это не миряне, а прежде всего духовенство,
которое причащается просто так, потому что "по работе", совершенно
не готовясь к этому. Поэтому духовенству лучше прежде всего следить за собой.
Если духовенство будет относиться к причастию благоговейно, то это передастся
и прихожанам. Здесь уж точно верна пословица, что "рыба гниет с головы".
И поэтому
будем стараться все время жить так, чтобы постоянно быть готовыми причаститься.
Потому что Божия Матерь Своим вхождением во храм, как и другими поступками Своей
жизни, дала нам образ, объясняющий, как надо жить по-христиански. В частности,
это означает все время быть при святыни Божией. Но сейчас у нас есть уже не
такая святыня, какой был ветхозаветный Храм, а гораздо большая - причащение
Святых Христовых Таин. Поэтому мы должны абсолютно каждый день нашей жизни готовиться
к причащению Святых Христовых Таин. Как готовиться? Прежде всего, покаянием,
покаянием в тех грехах, которые мы совершили в этот день, причем желательно
вообще почаще в течение дня думать о том, какие мы грехи совершили, и каяться
в них, и молиться Богу, чтобы Он простил нам наши грехи. Надо настраиваться
на то, чтобы причаститься, и вот это даже важнее, потому что если мы будем так
настраиваться, как мы настраиваемся к причастию, то мы многих грехов даже и
не будем совершать. Потому что когда мы думаем, что у нас сейчас как бы каникулы
от Церкви, что сейчас мы живем сами по себе, а о Церкви мы подумаем через неделю,
когда будем готовиться к причастию, у нас совсем другое отношение к себе, и
мы позволяем себе то, чего мы бы себе перед причастием не позволили. И если
подумать, то мы позволяем себе именно грехи. Или мы начинаем с того, что позволяем
себе что-то даже и допустимое и безгрешное, но потом мы, начав, скажем, смотреть
по телевизору новости, увлекаемся и смотрим уже то, что совершенно нам не нужно.
Так вот начинается с чего-то допустимого, а продолжается уже чем-то совершенно
недопустимым.
И поэтому
надо стараться готовиться к причастию всегда. И естественно, если мы всегда
готовимся к причастию, если мы понимаем, что каждый день, который мы прожили
без подготовки к причастию, мы прожили не по-христиански и не для того, чтобы
нам спасти свою душу, а для того, чтобы ее погубить, то тогда, конечно, мы сможем
причащаться столь часто, сколько мы можем это делать физически. Конечно, здесь
у всех разные возможности, потому что все по-разному заняты на работе, у всех
разное здоровье, все живут на разном расстоянии от храма и имеют разные возможности
до него добраться, но это все неважно, потому что все эти внешние условия от
нас не зависят и каждому даны по воле Божией и для его пользы. Поэтому смущаться
из-за этого мы никогда не должны, а наоборот, совершенно успокаиваться и думать:
"Слава Богу!" - причем совершенно независимо от того, какие у нас
условия. Если мы начинаем думать, что у нас условия плохи, то мы уже на совершенно
неправильном пути. Мы должны думать, что мы сами плохи, а не искать виноватых
на стороне. Лучше уж тогда прямо сказать, что не условия у нас плохие, а Господь
Бог плохой, ведь Он дал нам такие условия и вообще ничего не хочет делать для
нашего спасения, - фактически ведь это такая позиция, если по-честному. Поэтому
лучше все же стоять на другой позиции, что условия, какие бы они ни были, у
нас хорошие, а нам надо стараться хорошо себя вести именно в тех условиях, которые
Господь дал именно лично нам для лично нашего блага, но блага духовного, относящегося
к жизни вечной, а не какого-то иного. И поэтому будем стараться использовать
любую возможность для того, чтобы причащаться как можно чаще, не смущаясь от
того, будет ли это "слишком часто", как могут сказать некоторые, или,
наоборот, "слишком редко", как могут сказать другие; потому что некоторые
и раз в три недели, как положено по церковным правилам, не могут причащаться,
действительно не могут, а не не хотят; разные бывают условия. Но какие бы они
у нас ни были, мы должны в данных нам условиях делать то, что положено, и тогда
мы несомненно достигнем Царствия Небесного. Аминь.
Обсудить
можно
|