5/18.01.2005
Проповедь Иоанна Крестителя. Нельзя уповать на свою принадлежность к избранному народу. Главное в христианине - расположение души, а не соблюдение обрядов. Временная наша жизнь длится, только пока мы что-то делаем для спасения души.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня на
вечерне Богоявления, соединенной с литургией, мы слышали Евангелие о том, как
Иоанн Предтеча вышел проповедовать и начал крестить всех во Иордане, и как он,
проповедуя свое крещение покаяния, обращался к людям, которые к нему приходили,
причем к хорошим, можно сказать, людям, потому что они, по крайней мере, о чем-то
думали, приходя к нему (другие-то ведь даже и не приходили). И что же он им
говорил вместо "здравствуйте"? Он им говорил: "Порождения ехиднова!
Кто вас научил бежать от будущего гнева?" То есть не очень ласково он их
встречал, как можно подумать; но с другой стороны, нельзя сказать, и что негостеприимно,
потому что он принимал всех. Он понимал, что люди, приходящие к нему, чтобы
креститься, уверовали в это не потому, что действительно захотели изменить свою
жизнь и служить Богу, исполняя заповеди, - может быть, такие среди них и были,
но малое число, - а в основном люди приходили потому, что испугались наказания
Божия и подумали, что нужно совершить какую-то ритуальную процедуру, чтобы этого
наказания избежать. И вот, Иоанн Креститель им и объясняет, что так просто это
не получится, что смысл этой ритуальной процедуры, этого крещения покаяния,
которое он проповедовал, заключается в том, чтобы изменить свою жизнь. Потому
что не надо уповать на то, что мы непременно спасемся, как продолжает Иоанн
Предтеча, если мы "чада Авраама". Конечно, мы чада Авраама и принадлежим
к избранному народу, но это нам совершенно не помешает вследствие наших собственных
грехов отпасть от спасения и отпасть от избранного народа, так что на том свете
мы не будем чадами Авраама, хотя были ими на этом. И дальше Иоанн Предтеча говорит:
"Разве вы не знаете, что Господь из камней может воздвигнуть чад Аврааму?"
- т.е. Он может не только из людей, не принадлежащих к избранному народу, воздвигнуть
чад Аврааму, но даже из не людей, из кого угодно, потому что Бог всемогущ. Конечно,
никакого такого смысла в том, чтобы из камней делать людей и тем более чад Аврааму,
не было, и поэтому такого чуда Господь не совершил; но Господь, как мы знаем,
совершил другое чудо, когда людей, подобных камням, не имевших никакого отношения
к народу Божию и всячески погрязших в язычестве, сделал Новым Израилем и через
это чадами Авраама. И об этом очень подробно говорит апостол Павел в послании
к Евреям.
И вот поэтому
мы должны понимать, находясь в Церкви христианской, что все это полностью относится
к нам. Некоторые христиане, особенно протестанты, например, баптисты, да и некоторые
именующие себя православными считают, что если мы находимся в Церкви, если мы
исполняем основные обряды, то тем самым мы уже спаслись, главное - не нарушать
особенно грубо церковную дисциплину, и тогда спасение нам гарантировано, потому
что тогда мы будем принадлежать к тем самым "чадам Авраама", только
духовным. Вот это грубое заблуждение. Потому что если даже телесные чада Авраама
переставали быть его чадами по личным грехам, то тем более духовные тоже отпадают
через грехи. Не надо думать, что если мы являемся членами Церкви и соблюдаем
обряды, то тем самым мы уже спаслись. Конечно, для того чтобы спастись, нужно
находиться в Истинной Церкви, надо стараться оказывать ей послушание во всем,
в том числе и в соблюдении обрядов; но во всем - это значит не только в соблюдении
обрядов, это даже не значит, что в первую очередь в соблюдении обрядов. Потому
что обряды важны, но они вторичны, и об этом тоже говорит Господь в Евангелии,
когда, цитируя пророка Осию, говорит: "Милости хощу, а не жертвы",
- т.е. прежде всего нужно иметь расположение души, которого требует от нас Бог,
а потом уже все обряды, исполнения которых он тоже требует.
И поэтому
мы приходим в Церковь, но при этом мы должны понимать, что мы приходим в нее
для того, чтобы изменить свою жизнь. К сожалению, те, кто сейчас в большом количестве
придут сегодня и завтра за святой водой, приходят не для того, чтобы изменить
свою жизнь, а наоборот, для того чтобы ее не изменять, для того, чтобы с как
можно большим комфортом проводить ту жизнь, которую они уже ведут, но получить
еще и сверхъестественную помощь от святой воды. Что можно сказать об этом уповании?
Оно совершенно ложное, и конечно, этого ни в коем случае не будет.
Потому что
Господь, конечно, дает нам что-то необходимое для поддержания наших сил, чтобы
мы совсем не умерли, чтобы мы как-то могли продолжать свою деятельность; но
Он не ставит это целью нашего существования. Сама наша жизнь имеет какую-то
цель, и если она эту цель утрачивает, то Господь нашу жизнь прекращает, причем
люди могут быть самого разного возраста, и молодыми, и старыми. А зависит это
от того, на что мы свою жизнь употребляем. Если мы ее употребляем на то, чтобы
покаяться, на то, чтобы сделать что-то для спасения нашей души, для того чтобы
придти в жизнь вечную, то Господь ни в коем случае не лишит нас жизни раньше
времени. Пока мы еще совершаем что-то полезное для своей вечной жизни, Господь
даст нам пожить и все это сделать. Если же Он видит - а Он видит все, что мы
со стороны можем и не видеть, - что мы уже всего этого не хотим, то Он нам не
даст ни жизни, ни здоровья, если нам это не полезно, - и никакая святая вода
нам не поможет. Потому что через святую воду может идти только помощь Божия,
а не какая-то другая. А помощь Божия идет только тогда и только туда, где она
востребована, где люди хотят именно приблизиться к вечной жизни, хотят именно
загробные блага получить, ценой того, что идут на всякие лишения сейчас. Если
же мы наоборот не думаем о загробных благах, а хотим, чтобы у нас все было сейчас,
чтобы мы были здоровы и нам было хорошо, то никакая святая вода нам не поможет.
Итак, будем
стараться думать о Царствии Небесном и только ради Царства Небесного приобретать
что-либо земное, будь то священные предметы, как святая вода, или какие-нибудь
даже мирские. Аминь.