В одиночку против всех.
Слово в день памяти святителя Марка Ефесского

19.01/1.02.2005

За что мы почитаем св. Марка. Три новых святителя: Фотий Великий, Григорий Палама и Марк Ефесский. Важность их примера для нашей личной жизни: мы не должны бояться браться за неисполнимые задачи. Православие как жизнь одного против всех.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем святителя Марка Ефесского. В истинно-православных Церквах особенно почитают этого святого, потому что в XV веке, когда он жил, на Флорентийском соборе в 1438-39 годах он выступил очень резко против соединения с латинянами, несмотря на то, что он тогда остался один против всех и практически один исповедал, что католики - еретики. И несмотря на то, что император и весь епископат приняли унию, святой Марк Ефесский победил, потому что монашество послушалось святого Марка, чей авторитет был очень велик, а народ пошел за монашеством, и потому епископов, которые подписали унию, не стали принимать в народе, и в результате всем пришлось отказаться от унии, и только император до самого падения Византии, которое последовало вскоре после этого, оставался в унии.

И вот, православные христиане, принадлежащие к Истинно-Православной Церкви, в XX и в XXI веке, особо почитают святых Фотия Великого, Григория Паламу и Марка Ефесского. Это три новых святителя, и вот у нас есть икона, написанная в Бостонском Свято-Преображенском монастыре, где эти святители изображены все вместе, подобно тому как вместе изображают святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Но если Василий Великий и Григорий Богослов были современниками и почти ровесниками, а Иоанн Златоуст был их младшим современником, то новые три великих святителя жили в разные эпохи и никак не могли быть современниками: святой Фотий жил в IX веке, Григорий Палама - в XIV-м, а Марк Ефесский - в XV-м; но дело они делали общее, а именно - перед лицом тех ересей, которые особенно нападали на православие во втором тысячелетии по Рождестве Христовом, именно эти святители выступили с их обличением и с изложением того православного учения, которое подвергалось опасности со стороны этих ересей, прежде всего западных, таких как римское католичество, из которого потом произошло много разных производных, в том числе протестантизм, а также со стороны рационализма и всякой языческой философии, которая так же отводит от Бога, как и католичество. А современная ересь экуменизма происходит из того же корня, потому что это то же самое западное зловерие, западный рационализм и западное безбожие, которые в более умеренных формах проявились тогда, когда отпадало от Церкви римское католичество, начиная со времен святого Фотия.

И конечно, кроме того, что эти святые наставляют нас в вере, в том, чтобы твердо стоять за православную догматику, они являются примером и для нашего христианского поведения. И в частности, таким примером является святой Марк Ефесский. Он говорит нам то, что должны помнить все христиане, - что нормальная христианская жизнь заключается в том, чтобы браться за дела неисполнимые и идти одному против всех, но при одном условии - чтобы это было по заповедям Божиим. Потому что мы должны понимать, что желая исполнить заповеди Божии, мы всегда будем идти и против всех бесов, силы которых, конечно, превосходят в бессчетное количество раз силы каждого из нас, и против привычек нашего окружения. Потому что никогда ни у одного человека не было такого окружения, которое не воздействовало бы на него антихристиански. Конечно, надо идти поперек течения, чтобы спастись, о чем неоднократно в разных формах говорится в Евангелии. Но если это так с духовной точки зрения, то естественно, что, пусть и не всегда, но часто, а может быть, и чаще всего так оказывается и с житейской точки зрения. Конечно, бывает, что какие-то дела, необходимые для нашего исправления, мы делаем таким образом, что они получают одобрение окружающих. Обычно это какие-то вещи, которые приносят удобство окружающим, - например, мы меньше злимся, меньше доставляем им всяких неприятностей. Такое, конечно, тоже бывает, и можно сказать, что к такого рода добродетелям нас стимулируют окружающие нас люди. Но всегда требуется что-то еще сверх этого, что-то такое, к чему нас окружающие никак не могут стимулировать.

И поэтому для христианина неисполнимость задачи никогда не должна казаться поводом за нее не браться. Потому что мы должны смотреть не на это. Ведь вообще задача нашего спасения, стратегическая задача нашей жизни - заведомо для нас неисполнима. И не удивительно, что многие частные этапы ее достижения, тактические задачи - тоже будут неисполнимы. Итак, мы должны смотреть не на саму по себе исполнимость или неисполнимость того или иного дела, а должны смотреть на то, будет ли совершение этого дела нами сейчас согласно с волей Божией. Нужно смотреть вообще на его соответствие заповедям Божиим, и только в том случае, если такое соответствие есть, нужно смотреть еще и на то, своевременно ли сейчас нам браться за это дело. Потому что если оно соответствует заповедям, то браться за него надо, но, может быть, не сейчас; может быть, надо выждать, может быть, надо браться за это дело не целиком, а по частям. Но это уже дело техники, выражаясь современным языком, а выражаясь языком православной аскетики, это дело духовного рассуждения. То есть любые добродетели надо исполнять с рассуждением. Но это не значит, что их не надо исполнять; исполнять их надо, но без рассуждения их исполнить невозможно, это получится только грех, и "последняя будут горше первых". Тем не менее, мы должны понимать, что для тех дел, которые мы исполняем, совершенно нормально быть нам не по силам и такими, что мы будем одни против всех.

Собственно говоря, и истинно-православное христианство строится как христианство одного против всех. Даже в христианском обществе, когда, с точки зрения жизни Церкви в целом, имеют место эпохи церковного мира, для того чтобы жить по-настоящему православно, люди должны подвизаться и жить, не как все. Недаром в этих условиях в Церкви особенно процвел подвиг юродства. Ну, а что же говорить про эпохи, подобные нашей, когда никакого церковного мира нет, когда Истинная Церковь гонима? Естественно, мы должны жить, понимая, что мы одни против всех. Это касается и разных внешних противников Церкви, от которых она все время гонима: одни на религиозной почве ее преследуют, другие по каким-то коммерческим или иным соображениям, - но мы должны понимать, что по сути дела это одно и то же соображение, по которому у Церкви появляются гонители, - это наваждения бесовские. И нам не очень важно знать, какие конкретные причины подвигли тех или иных людей на гонения против Церкви. Но мы также знаем, что и внутри Церкви возникают какие-то нестроения, так что Церковь оказывается изнутри как бы сама на себя гонительницей, и этому тоже не надо удивляться, и это тоже такая область, где мы должны быть в одиночку против всех. И вот тогда мы должны не унывать, и Господь будет нам помогать еще раньше, чем мы увидим это в исполнении наших целей. И это, собственно, и есть главное для нас - получить помощь Божию, потому что от этого и зависит главная цель нашей жизни - наше спасение. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz