11/24.06.2005
Этот день является днем присоединения нашего прихода к Зарубежной Церкви в 1997 году. Уже тогда было ясно, что ее конец в ближайшее время будет неизбежным. Это была временная мера, и через год наш приход перешел в юрисдикцию Российской Церкви. Поэтому события, которые празднуются в этот день, являются для нас символическими. Китайские новомученики являются образом истинной Церкви среди языческого мира. Подобно положению Православия в Китае в начале XX века, нет даже самых отдаленных перспектив относительно возрастания в мире влияния истинного Православия. Не надо огорчаться, что большинство наших современников не являются христианами, т.к. христианство - это узкий путь. Идущие таким путем всегда будут в меньшинстве.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в день, когда празднуется память апостолов Варфоломея и Варнавы, а также мучеников Китайских, которые были убиты в ходе Боксерского восстания в 1900 году в Китае, мы вспоминаем особенно символичный для нашего прихода день - день официального присоединения о. Александра, а в его лице, тем самым, нашего прихода, к Зарубежной Церкви. На этом закончилось, продолжавшееся несколько недель, менее месяца, пребывание нашего прихода вне всяких юрисдикций, и мы присоединились в истинной Церкви, потому что в 1997 году, когда это происходило, Зарубежная Церковь еще могла не считаться безблагодатной, и там еще оставались некоторые остатки церковности, хотя, конечно, было понятно, что иерархия там гниет, и конец ее, который мы наблюдаем в эти дни, уже тогда казался неизбежным. Потому, те, кто задумывались над этим выбором, - собственно, мы, с о. Александром, - изначально понимали, что выбор Зарубежной Церкви может быть только выбором временным, потому что она неизбежно будет разваливаться, и всегда оставаться приходом Зарубежной Церкви никак не удастся. Но, по крайней мере, в качестве временного выбора, это нам помогло, и мы и после смерти о. Александра, более года, оставались в юрисдикции Зарубежной Церкви. Но, слава Богу, милостью Божией, мы смогли оттуда уйти еще раньше окончательного крушения, которое было абсолютно неизбежным, и присоединились к нашей Российской Церкви, которая, впрочем, имеет благодать и рукоположение епископов (т.е. апостольское преемство), через ту же самую Зарубежную Церковь, но принятое на несколько лет раньше, потому что епископская хиротония нашего нынешнего митрополита Валентина состоялась в 1991 году.
Итак, это событие, которое мы всегда вспоминаем в этот день, и те события, которые в этот день празднуются, тоже для нас особенным образом символичны. Потому что, и Варнава является "сыном утешения", о чем говорит его имя в переводе, и сами Китайские мученики тоже являются образом истинной Церкви среди языческого моря. Потому что и тогда население Китая составляло многие миллионы человек, из которых все были формально язычниками, а реально, по всей видимости, просто безбожниками, т.е. людьми, абсолютно равнодушными ко всякой вере, хотя и верующими во всякие суеверия. Именно в этой среде, при каком-то стечении обстоятельств, удалось поднять такое восстание, которое обратилось на всех христиан, кто хоть как-то, какими угодно словами, выражал свою веру во Христа, и отказывался от язычества. Поэтому тогда убивали без разбору и католиков, и протестантов (которых в Китае тогда было еще больше, чем православных), и собственно православных. И поэтому мы совершаем память этих мучеников, - я имею в виду, конечно, православных мучеников. Католики и протестанты, которые погибали во имя Христово, с точки зрения мирской, конечно, тоже могут быть названы мучениками, кроме того, они внушают чрезвычайное уважение своим подвигом, но это все-таки с точки зрения человеческой, а с точки зрения божественной они не были членами Церкви, не были верующими, и поэтому их мучения принять нельзя в точном, догматическом смысле слова как мучения за Христа. Тем не менее, мы, конечно, можем уповать на то, что для спасения их душ, для того, чтобы Господь их помиловал, такой подвиг в конце их жизни также имел значение.
Но что же это означает для нас сейчас? А это означает для нас сейчас, что мы, подобно тем мученикам, не имеем каких-либо перспектив даже отдаленно, даже для тех, кто проживет еще 50 или 70 лет, - чтобы истинное Православие в нашей стране стало чем-то большим, чем та капля в море, которым истинное Православие было в стране китайской в 1900 году. Так что мы всегда, поскольку это касается сроков нашей жизни, будем малым стадом и меньшинством. Но не надо из-за этого унывать. Господь говорит в Евангелии: "не бойся, малое стадо". И, кроме того, если мы настроимся на то, что мы такими должны быть, то мы не будем огорчаться из-за того, что большинство наших современников не является христианами. Более того, если бы мы жили в другую эпоху, когда бы наши современники себя называли христианами, то, пожалуй, это было бы еще более тяжело и искусительно, о чем говорят нам жития святых, живших в такой обстановке, - когда люди, называющие себя христианами, живут не по-христиански.
Дело в том,
что христианство, на самом деле, это узкий путь. Это не означает, что может
быть много людей, которые говорят, что они идут узким путем, это означает другое:
что не может быть много людей, которые на самом деле идут таким путем. А людей,
которые говорят, что они идут, и которые, может быть, даже искренне в это верят,
может быть, что-то и делают, чтобы идти эти путем, - очень много. А в Евангелии
сказано, что мало только тех, что на самом деле идут. Поэтому, если мы на самом
деле будем стараться идти этим путем, то непременно будем в меньшинстве, непременно
над нами будет исполняться апостольское слово о том, что все хотящие во Христе
Иисусе благочестно жить, гонимы будут, и, поэтому во все времена, в этом смысле,
жизнь христиан одинаковая. Просто пример китайских мучеников, которые были маленькой
каплей в языческом море, является одним из наиболее наглядных, и, может быть,
поэтому, наиболее близких нашему времени. А мы должны не смущаться всем этим,
а наоборот, молиться таким мученикам, молиться, особенно, покровителям, можно
сказать, с 24 июня 1997 года, нашего прихода, - апостолам Варфоломею и Варнаве,
и китайским мученикам, и стараться пребывать в малом стаде, которому уготовано
Царство. Аминь.