26.06.2005
Евангельские чтения, читаемые в этот день, свидетельствуют о том, что Евангелие нельзя считать "доброй книжкой". Церковь служит не для того, чтобы делать кому-либо "приятно". Мы не должны обращать внимания на наше эмоциональное состояние. Как понимать слова Христа: "не мир я пришел принести, но меч", и Его призыв оставить наших близких. Эти слова обращены не только к монахам, и речь в них идет о том, как спастись. Если мы кого-то из людей будем воспринимать в качестве опоры, то они окажутся нашими врагами помимо нашей воли. В качестве опоры могут воспринимать только незрелые дети своих родителей. Опорой нам может быть только Бог. Выбор христианской жизни - это выбор одиночества, но это одиночество с Богом. Если мы это поймем, то мы по настоящему получим то, от чего мы отказались, и тогда все люди будут нашей опорой - не только близкие, но и враги.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память всех святых, и неудивительно, что Евангелие, которое положено
было читать на сегодняшней литургии, говорит о том, каковы все святые, точнее
сказать, оно говорит, как нам стать святыми. И это Евангелие составлено из двух
разных отрывков Евангелия от Матфея, но они все на одну тему, разумеется. И
эти отрывки такие, что люди, объясняющие, что такое христианство, обычно не
склонны их цитировать, и не склонны даже вспоминать об их существовании.
Есть в Евангелии так называемые неудобные места. Обычно хотят сказать, что Евангелие эта очень добрая книжка, которую прочитал и успокоился, и на душе приятно, и вообще христианство это для того, что бы так вот прочитал, успокоился, сходил в церковь, и на душе стало приятно. Но это, конечно, ошибка, потому что "сходил, успокоился, и на душе приятно" - это, в лучшем случае, психотерапия, а в худшем случае - это наркотики какие-нибудь, или алкоголизм. Пока не протрезвел - приятно. А христианская Церковь не имеет ни малейшей цели делать кому-либо приятно. Она имеет цель только возводить человека ко спасению, она делает то, что ему для этого полезно, а эмоциональная реакция человека бывает на это разная - то ему приятно, то ему неприятно. Но, опять же, этим разнообразием эмоциональной реакции Церковь учит нас всех жить независимо от нашей собственной эмоциональной реакции. Мы не должны обращать внимание на то, приятно нам, или неприятно. Конечно, если у нас эмоции не атрофированы, если у нас нет какого-то поражения нервной системы, то тогда эти эмоции у нас возникают. Но вот люди, которые живут на шумных улицах, у которых окна выходят на улицы, где все время ходят машины, или все время шумит транспорт, спокойно привыкают спать в таких местах, а люди, которые привыкли жить в тихом месте и не привыкли спать в таких комнатах, когда у них оказывается необходимость заснуть, они не могут заснуть в такой комнате, - но надо привыкнуть. И вот также мы должны привыкнуть к шуму собственных эмоций, чтобы не обращать на них никакого внимания. Пусть они шумят, это их дело, а наши дела состоят совершенно в другом, и мы не должны отвлекаться на них.
И вот, в сегодняшнем чтении Евангелия сначала цитируются слова Христа, что "не мир Я пришел принести, но меч", но мы знаем, что Христос говорит, входя в разные помещения: "мир вам", а вот в том месте, которое мы сегодня читали, он говорит: "не мир Я пришел принести, но меч". Как же так? Как же меч? Ведь Евангелие же мир приносит... Христианство с миром как-то связывается, а Христос почему-то говорит, что меч. А потом Он и объясняет, что это за меч, и становится еще хуже от этого объяснения, потому что Он говорит: "Я восстанавливаю сына на отца, брата на брата", и дальше перечисляются разные родственники, которым Христос устраивает войну между собой, и дальше прямо, прямой речью Христа такое резюме: "враги человеку домашние его". Вот это первый фрагмент сегодняшнего чтения.
Второй продолжается не лучше. Сначала там приводятся слова Петра, который говорит Христу: "се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом, что убо будет нам", то есть: "мы оставили все". Это говорит человек бедный, который особого имущества, чтобы его оставить даже никогда и не имел. А что он имел? Он имел каких-то своих близких, и имел, самое главное, свой душевный мир, который мы оставляем, он говорит, ради Царствия Небесного. А дальше Христос говорит те самые слова, которые являются в Евангелии, если их понимать буквально, одними из самых абсурдных, потому что некоторые слова в Евангелии нарочито абсурдны. Если их понимать буквально, то там смысл просто абсолютно нелепый. А именно, он говорит так: если кто-то оставит ради Меня брата, сестру, жену, мужа, отца, матерь, тот получит их в сто раз больше в Царствии Небесном. Но кому же нужно сто жен, или, скажем, сто отцов и матерей? А буквально там обещается именно это. Если такое Царствие Небесное, туда же никто не пойдет. Но конечно, здесь имелось в виду то, что надо все оставить, потому что мы получаем в Царствие Небесном в сто раз лучшее, чем наши родственники.
Конечно, мы очень хорошо помним пример преподобных, потому что для монашества самое главное в буквальном смысле слова оставить всех названных родственников и всякое имущество, потому что монах не может иметь никого в родстве, и никакого имущества своего личного тоже иметь не может, а всякое имущество, которое как-то оказывается в его распоряжении, является, по сути дела, чужим. Если оно даже и не принадлежит монастырю, или церковному начальству какому-нибудь, то тогда оно принадлежит просто тем людям, которые дали ему на потребу, чтобы он, так сказать, не пропал, и он должен его расходовать, соответственно, с целью, т.е. с тем, на что он это имущество потребляет, т.е. на поддержание своей жизни, а в свою очередь, свою жизнь он должен проводить по-монашески. Но вот монашество является более-менее прямым, буквальным исполнением этих слов: что мы должны оставить всех. Но эти слова сказаны совсем не к монахам, они сказаны ко всем, и речь идет о том, как всем нам спастись, как всем нам прийти в Царствие Небесное, как всем нам стать святыми, потому что святость - это не то, что должно быть достигнуто только монахами, а то, что должно быть достигнуто абсолютно всеми, и заповеди эти, и слова эти Евангельские были всегда, а монашество было не всегда, оно появилось гораздо позже.
Поэтому очевидно, что существует некоторый смысл, и именно он является главным, согласно которому эти слова относятся абсолютно ко всем людям, ко всем христианам, независимо от того, какой образ христианской жизни они для себя избрали, разумеется, при условии, что это образ именно христианской жизни, а не какой-то жизни совершенно нехристианской. И действительно, никогда не было в христианстве такого требования, чтобы обязательно христианам не жить семьями, а те люди, которые пытались такое требование вводить, всегда превращались в секту, и Церковь их осуждала. И из этих фактов мы можем тем более уверенно заключить, что Церковь этому никогда не учила. Но она учит особому образу жизни с людьми, независимо от того, какая это жизнь: жизнь ли это одного единственного человека в пустыне, жизнь ли это нескольких - или многих - монахов друг с другом, жизнь ли это человека в семье, который, кроме того, социализирован и ходит на работу, или, человека, может быть, и не семейного, но живущего в миру и общающегося поэтому со многими людьми, - а общие принципы отношения к жизни должны быть все время одинаковыми, и они как раз и сформулированы в этих словах.
А именно, мы должны понимать, что люди нам не враги в том смысле, что они все хотят чего-то плохого для нас, но если мы будем надеяться на них для своей опоры, но они для нас окажутся врагами даже помимо своей воли. Понятно, что некоторые люди могут захотеть стать нам врагами, и христианство, как известно, - это я просто напомню, - учит о том, что на самом деле такие люди нашими врагами не являются, а те, которые считают себя нашими врагами, и пытаются нам вредить, возможно, это даже наши лучшие друзья по сути дела, потому что от них может быть очень много для нас душевной пользы. Но те люди, которые, вроде бы, сознательно нам не вредят, сознательно, может быть, наоборот, к нам очень хорошо относятся, оказываются нашими врагами тогда, когда мы их ставим на место Бога, когда мы пытаемся на них опереться.
А ведь что свойственно людям? Мы начинаем искать дружбы у людей, особенно в семье, мы начинаем искать духовной опоры у своих столь же немощных, - может быть больше, может быть меньше, но, в среднем, столь же немощных, - членов нашей семьи. Нормально, когда опору ищут дети у родителей, и то, мы знаем, что дети часто обманываются, но, вообще говоря, родители имеют свой долг родительский именно в том, чтобы воспитать детей, и служить им опорой, если эти родители христианские, то, прежде всего, конечно, - воспитать в смысле христианском, а потом во всех остальных тоже, и это также их христианский долг. Но, если это какие-то другие отношения, то надо, конечно, друг другу помогать, и от себя мы должны требовать, чтобы мы служили опорой тем, кто с нами живет, или, по крайней мере, не служили им соблазном, и стараться меньше их соблазнять. Уже это будет хорошо, уже это будет им большая помощь, если меньше будем их соблазнять, меньше их отвлекать от христианства. Но от кого-то другого, пусть это будет самый близкий нам человек на самом деле, а не по видимости, мы совсем не имеем права этого требовать, и вообще этого ждать, что он будет для нас духовной опорой. Мы должны понимать, что духовной опорой для нас может быть только Господь Бог, и если мы будем к какому-либо человеку обращаться с этим, то он переломится, то он будет, как сказано в Библии, той самой тростью, которая при попытке на нее облокотиться переламывается и острым концом, который образуется после того, как трость переломлена, протыкает руку. И в этом смысле, наши близкие, когда мы захотим сделать их своей опорой, особенно в духовной жизни, становятся для нас вот этой самой тростью, и становятся для нас тем самым врагами, потому что они, подобно этой трости, протыкают нам руку.
Мы должны понимать, что христианская жизнь, даже, в какой угодно дружной семье, - это именно выбор одиночества, выбор одиночества пожизненно, но одиночества, которое никогда не бывает одиноким, потому что это одиночество с Богом. И именно, только в меру того, насколько мы это поймем, наша жизнь с другими людьми, будь она семейная, будь она монашеская или какая-то другая, будет оказываться успешной, потому что чем меньше мы будем от людей требовать, тем больше мы от них будем получать, это такой закон. Отчасти даже это будет происходить потому, что тем больше они захотят они сами дать, сознательно. Но даже не только поэтому, а это какая-то более широкая закономерность, и более общая. Мы будем меньше требовать, мы будем меньше хотеть того, что нам не надо, и того, что нам Господь не посылает, того мы будем меньше хотеть, потому что Господь нам старается не посылать того, что нам не надо, - Он посылает то, что нам не надо, когда мы очень просим, чтобы мы, наконец, поняли, получив, что нам этого было не надо, есть и такой способ вразумления, но нам, конечно желательно, чтобы поменьше таким образом вразумляться. И тогда получится, что в отношениях между людьми остается то, что должно в них быть с христианской точки зрения. И тогда получится то, что мы возвращаемся и по-настоящему получаем то, от чего мы отказываемся. Тогда действительно все люди будут нашей опорой.
Но какое здесь
будет различие? Опорой нам окажутся не только наши близкие, но и наши враги,
и те люди, которые будут хотеть нам сознательно причинить зло, тоже будут оказываться
для нас опорой, потому что мы будем понимать, что всякое зло, которое нам кажется
злом, полученное от них, задевает те или иные наши страсти, и, тем самым, нам
на них указывают, и мы понимаем, что нам есть куда исправляться, и мы также
должны понимать, что никакой человек не может нам причинить никакого зла, если
это не будет попущено Богом, а если мы начинаем обижаться на самого этого человека,
и пытаться с ним враждовать, то, как пишет авва Дорофей, мы уподобляемся собаке,
которая начинает грызть брошенный в нее камень, не понимая, что на самом деле
это Бог допустил, что бы этот камень был брошен в нас. Поэтому, будем помнить,
что враги человеку домашние его, и что единственный способ сделать домашних
своих друзьями для себя, это ничего от них не хотеть, ни в коем случае не требовать
от них дружбы. Аминь.