Об истинном исповедании истины
Слово в день свт. Гликерия Румынского, исповедника

28.06.2005

Святитель Гликерий является фактическим основателем иерархии истинно-православной Румынской Церкви. Как это произошло. Мы должны примерять подвиг исповедников Православия на себя. Истинной причиной претерпеваемых нами гонений являются наши грехи, а вера может оказаться лишь поводом. Если мы думаем иначе, то мы будем исповедниками собственного тщеславия. Осознавая это, мы только и можем приобщиться подвигу исповедников.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святителя Гликерия, исповедника Румынского, фактического основателя истинно-православной иерархии Румынской церкви, хотя мы знаем, что первым епископом там был не он, а вскоре умерший после рукоположения Гликерия митрополит Галактион. Почему фактическим основателем румынской истинно-православной Церкви оказался святой Гликерий?

Он был простым монахом, но когда в начале 1920-х годов был введен новый стиль в Румынской Церкви, который означал присоединение Румынской церкви к экуменическому, т.е. еретическому, курсу патриарха Константинопольского, тогда очень вскоре некоторые монахи во главе с о. Гликерием против этого восстали, ушли из монастыря, и стали жить, как могли. Естественно, на них были гонения. Временами эти гонения были настолько велики, что не только угрожали свободе этих монахов, но и жизни, их могли и убить, а скрывались они тоже в таких условиях, что могли умереть из-за этих условий. Достаточно сказать, что им пришлось в зимнем лесу, а климат там примерно такой же, как и у нас в средней полосе, жить месяцами, и при этом им нельзя было разводить огня. Фактически, это чудо Божие, что они выжили.

Румынские старостильники, так и не имели иерархии до тех времен, военных и послевоенных, когда их стали терпеть и признавать. Уже в этих условиях они смогли восстановить иерархию, и первым у них митрополитом, то есть главой их поместной церкви, стал именно святой Гликерий, поле смерти которого, хотя тоже по временам перенося какие-то гонения, уже не столь сильные, существовала Румынская истинно-православная Церковь.

К сожалению, сегодня Румынская истинно-православная Церковь не едина в своем исповедании веры, и большая ее часть увлеклась скрытым экуменическим учением митрополита Киприана, а меньшая часть остается в истинном исповедании, но впрочем, может быть, и большая часть тоже исправится, потому что не надо так быстро делать какие-то приговоры. Слава Богу, в любом случае, что Румынская истинно-православная Церковь есть, и святой Гликерий является одним из нескольких столпов истинного Православия во всем мире, и в этом смысле он также дорог для России, как и для любой другой части православного мира.

И, конечно, мы должны по возможности примерять подвиг всех исповедников на себя. С одной стороны, чтобы понять, что все лишения и гонения, и всякие жизненные неудобства, которые нам приходится претерпевать, ничего не стоят. Причем, исповедники претерпевали гонения за истинную веру, за то, что они держались Православия, а мы далеко не всегда именно за это принимаем гонения, и даже если по видимости и за это, т.е. поводом послужило наше правильное исповедание веры, и гонители наши именно за это пытаются нас гнать, но, на самом деле, мы должны знать, что истинной причиной гонений, которые мы претерпеваем, чаще всего бывают наши собственные грехи, а вера тут может случайно оказаться только поводом. Вера при этом не виновата, что она истинна, но виноваты мы сами, что есть наши грехи, и нам нужно благодарить всех наших гонителей, независимо от того, по каким соображениям они нас гнали, в качестве ли православных вообще, в качестве ли специально истинно-православных, или просто по каким-то причинам чисто человеческим, но в любом случае, это все для нашей пользы, для того, чтобы мы очищались от страстей. И если мы будем думать, что мы исповедники потому, что нас тоже гонят за правую веру, то, конечно, мы окажемся исповедниками своего собственного тщеславия, или, по крайней мере, гордости. И такого рода исповедание, хотя человек тоже всякие лишения претерпевает, конечно, служит не стяжанию Царствия Небесного, а вечной погибели. Потому что, действительно, мы знаем, что многие люди ради каких-то своих страстей идут на большие лишения, и тоже становятся своего рода подвижниками, и, бывает, большие физические подвиги претерпевают, лишь бы творить какие-то свои грехи. И мы также не должны творить свой грех гордости и тщеславия, что, вот, мы истинно-православные, а должны смиряться и понимать, что это наши грехи, и под каким-то предлогом, иногда и под предлогом Православия, на нас осуществляются какие-то гонения. И многие исповедники именно так и думали, и не превозносились во время гонений, и поэтому они и выдерживали их с честью. Если же превозноситься во время гонений, то милостью Божией, мы можем пасть, чтобы тогда, по крайней мере, осознать, если мы раньше этого не сделали, свою гордость. А если уж мы совсем ожесточимся, то мы можем и не пасть, а так вот и прожить, и только на том свете понести наказание, не имея возможности исправиться.

Поэтому, с одной стороны, будем взирать на исповедников и сравнивать свои малые гонения с их большими, и поэтому вменять свои собственные тяготы ни во что, а, с другой стороны, будем стараться все-таки им подражать, потому что хотя бы и малыми были наши гонения, но если мы их терпим за Христа, то мы все-таки приобщаемся подвигу исповедников, несмотря на то, что, может быть, это ничтожная доля процента от этого подвига, но это уже не столь важно в глазах Божиих, поэтому и для нас это не должно быть столь важно. Главное - чтобы мы действительно были на их пути. А их путь это все-таки путь не какой-то специфический именно для исповедников православной веры, а общий для всех христиан, которые являются в своей жизни, в борьбе со своими страстями прежде всего, исповедниками веры, потому что исповедать свою веру мы должны прежде всего перед своими страстями. Мы просто должны понимать, что всякое поношение нам - за наши грехи, что оно полезно, и стараться избавляться от этих грехов, тогда мы и Православие сохраним. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz