28.06.2005
Святитель Гликерий является фактическим основателем иерархии истинно-православной Румынской Церкви. Как это произошло. Мы должны примерять подвиг исповедников Православия на себя. Истинной причиной претерпеваемых нами гонений являются наши грехи, а вера может оказаться лишь поводом. Если мы думаем иначе, то мы будем исповедниками собственного тщеславия. Осознавая это, мы только и можем приобщиться подвигу исповедников.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святителя Гликерия, исповедника Румынского, фактического основателя
истинно-православной иерархии Румынской церкви, хотя мы знаем, что первым епископом
там был не он, а вскоре умерший после рукоположения Гликерия митрополит Галактион.
Почему фактическим основателем румынской истинно-православной Церкви оказался
святой Гликерий?
Он был простым
монахом, но когда в начале 1920-х годов был введен новый стиль в Румынской Церкви,
который означал присоединение Румынской церкви к экуменическому, т.е. еретическому,
курсу патриарха Константинопольского, тогда очень вскоре некоторые монахи во
главе с о. Гликерием против этого восстали, ушли из монастыря, и стали жить,
как могли. Естественно, на них были гонения. Временами эти гонения были настолько
велики, что не только угрожали свободе этих монахов, но и жизни, их могли и
убить, а скрывались они тоже в таких условиях, что могли умереть из-за этих
условий. Достаточно сказать, что им пришлось в зимнем лесу, а климат там примерно
такой же, как и у нас в средней полосе, жить месяцами, и при этом им нельзя
было разводить огня. Фактически, это чудо Божие, что они выжили.
Румынские
старостильники, так и не имели иерархии до тех времен, военных и послевоенных,
когда их стали терпеть и признавать. Уже в этих условиях они смогли восстановить
иерархию, и первым у них митрополитом, то есть главой их поместной церкви, стал
именно святой Гликерий, поле смерти которого, хотя тоже по временам перенося
какие-то гонения, уже не столь сильные, существовала Румынская истинно-православная
Церковь.
К сожалению,
сегодня Румынская истинно-православная Церковь не едина в своем исповедании
веры, и большая ее часть увлеклась скрытым экуменическим учением митрополита
Киприана, а меньшая часть остается в истинном исповедании, но впрочем, может
быть, и большая часть тоже исправится, потому что не надо так быстро делать
какие-то приговоры. Слава Богу, в любом случае, что Румынская истинно-православная
Церковь есть, и святой Гликерий является одним из нескольких столпов истинного
Православия во всем мире, и в этом смысле он также дорог для России, как и для
любой другой части православного мира.
И, конечно,
мы должны по возможности примерять подвиг всех исповедников на себя. С одной
стороны, чтобы понять, что все лишения и гонения, и всякие жизненные неудобства,
которые нам приходится претерпевать, ничего не стоят. Причем, исповедники претерпевали
гонения за истинную веру, за то, что они держались Православия, а мы далеко
не всегда именно за это принимаем гонения, и даже если по видимости и за это,
т.е. поводом послужило наше правильное исповедание веры, и гонители наши именно
за это пытаются нас гнать, но, на самом деле, мы должны знать, что истинной
причиной гонений, которые мы претерпеваем, чаще всего бывают наши собственные
грехи, а вера тут может случайно оказаться только поводом. Вера при этом не
виновата, что она истинна, но виноваты мы сами, что есть наши грехи, и нам нужно
благодарить всех наших гонителей, независимо от того, по каким соображениям
они нас гнали, в качестве ли православных вообще, в качестве ли специально истинно-православных,
или просто по каким-то причинам чисто человеческим, но в любом случае, это все
для нашей пользы, для того, чтобы мы очищались от страстей. И если мы будем
думать, что мы исповедники потому, что нас тоже гонят за правую веру, то, конечно,
мы окажемся исповедниками своего собственного тщеславия, или, по крайней мере,
гордости. И такого рода исповедание, хотя человек тоже всякие лишения претерпевает,
конечно, служит не стяжанию Царствия Небесного, а вечной погибели. Потому что,
действительно, мы знаем, что многие люди ради каких-то своих страстей идут на
большие лишения, и тоже становятся своего рода подвижниками, и, бывает, большие
физические подвиги претерпевают, лишь бы творить какие-то свои грехи. И мы также
не должны творить свой грех гордости и тщеславия, что, вот, мы истинно-православные,
а должны смиряться и понимать, что это наши грехи, и под каким-то предлогом,
иногда и под предлогом Православия, на нас осуществляются какие-то гонения.
И многие исповедники именно так и думали, и не превозносились во время гонений,
и поэтому они и выдерживали их с честью. Если же превозноситься во время гонений,
то милостью Божией, мы можем пасть, чтобы тогда, по крайней мере, осознать,
если мы раньше этого не сделали, свою гордость. А если уж мы совсем ожесточимся,
то мы можем и не пасть, а так вот и прожить, и только на том свете понести наказание,
не имея возможности исправиться.
Поэтому, с одной стороны, будем взирать на исповедников и сравнивать свои малые гонения с их большими, и поэтому вменять свои собственные тяготы ни во что, а, с другой стороны, будем стараться все-таки им подражать, потому что хотя бы и малыми были наши гонения, но если мы их терпим за Христа, то мы все-таки приобщаемся подвигу исповедников, несмотря на то, что, может быть, это ничтожная доля процента от этого подвига, но это уже не столь важно в глазах Божиих, поэтому и для нас это не должно быть столь важно. Главное - чтобы мы действительно были на их пути. А их путь это все-таки путь не какой-то специфический именно для исповедников православной веры, а общий для всех христиан, которые являются в своей жизни, в борьбе со своими страстями прежде всего, исповедниками веры, потому что исповедать свою веру мы должны прежде всего перед своими страстями. Мы просто должны понимать, что всякое поношение нам - за наши грехи, что оно полезно, и стараться избавляться от этих грехов, тогда мы и Православие сохраним. Аминь.