Слово
в день памяти Святых Отец
22.12.2007/4.01.2008
Святые Отцы - это, в особенности, те, кто был избран еще в еврейском народе, до Христа; в начале седьмой седмицы поколений появился Христос - смысл перечисления предков Христа в Евангелии от Матфея; последние времена - это время, когда ничего важного для нашего спасения уже не произойдет; люди не хотят в своем быту жить по-христиански; праздники становятся праздничными, когда человек несколько очищен для их восприятия; если мы много смотрим телевизор, то наша голова становится похожей на поляну, на которой выгуливали собак, после того, как сошел снег; исповедь и причастие часто не мешают нам быть в церкви зрителями; отдыхать под телевизор - более безобидная разновидность алкоголизма; мы должны сами оформлять свои мозги.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память Святых Отец. Святыми Отцами называются, в особенности, те, кто был выбран еще в еврейском народе и кто получил обетование, но кто были до Христа, и кто является Святыми Отцами всех христиан. Формально - по плоти, потому что от них произошел Христос, но, прежде всего, по духу, потому что, как сказал Господь в Евангелии: Бог может и из камней создать чад Аврааму, что Он иногда и делает.
Поэтому сегодня евангельское чтение начиналось с родословной Иисуса Христа по Евангелию от Матфея. И вот, слушают люди эти часто непонятные имена, которых там довольно много: 3 раза по 14. Зачем нам их знать, какой в этом смысл?
А смысл в этом очень большой, не просто потому что многие из этих имен - это имена святых, которые должны поминаться в церкви, так как они являются нашими отцами и по полоти, но, прежде всего, по духу. И вообще, в церкви должны поминать всех святых. Но в данном случае это не совсем верно, потому что в сегодняшней родословной Христа, в отличие от родословной в Евангелии от Луки, где эти имена пропущены, присутствуют имена проклятых царей, которые совершенно отпали от Бога, и на них пало проклятие Божие, потому что они были идолопоклонниками, хотя они были потомками Давида и Соломона.
Они царствовали над народом Божиим, начиная с Иорама, но царствовали нечестиво, и если бы они добились своего, то вообще никакого Израиля бы не сохранилось как народа Божия. Но, конечно, они не могли преодолеть обетование Божие. Но лично для себя они его преодолели. То есть они от Бога отпали, и вместе с ними отпали многие люди, и на них лежит проклятие. Поэтому когда в Евангелии от Луки перечисляются только святые предки Христа, то эти просто пропущены. А здесь перечисление имеет другой смысл, потому, если уже они были, такие предки, то они тоже названы.
Какой же смысл имеет сегодняшнее перечисление? Об этом говорится в самом же Евангелии после того, как перечисление сделано. От Авраама до Христа 3 раза по 14 родов. Кто такой Авраам? Авраам - это первый, кто получил обетование от Бога, который взыскал Бога (захотел Его найти), и Бог ему открылся, а он жил в стране языческой и среди язычников, и Бог ему повелел эту страну оставить и идти в ту страну, которую Он ему покажет, совершенно новую для него и незнакомую, но он подчинился этому и пришел. Потом его жизнь нам известна, и он сам принес своего сына Исаака в жертву, которую, правда, Бог остановил, но сначала потребовал, и Авраам ее принес. Бог в последний момент заменил его сына на жертвенное животное и не дал его заклать, и это тоже прообразовало ту жертву, которую Бог принесет, послав на смерть Своего Сына.
И вот, от Авраама, от этого "отца народа" Божия (таково значение его имени), до Христа прошло 3 раза по 14 поколений. Какой смысл в этих цифрах? 3 раза по 14 - это 6 раз по 7, и значит, что в начале седьмой седмицы поколений появился Христос. Семь - это сакральное и священное число, означающее полноту. Шесть раз исполнилось семь поколений после обетования, и потом явился Христос. Это значит, что у нас осталось еще одно (седьмое) поколение, которое символически, а не физически означает всю полноту тех родов, которые будут после Христа, к которым относимся теперь и мы. И это еще означает, что Христос, как сказано в другом месте Евангелия, родился в последние времена.
Что значит "последние времена"? Это такие времена, когда ничего важного для нашего спасения уже не произойдет - все уже произошло. Теперь останется только одно важное, что вообще жизнь закончится, закончится историческое время, закончится этот мир, о чем говорится в Апокалипсисе. Но в нем самом уже больше нечему происходить. Мессия уже пришел. Потому те времена, которые настали, являются последними, как объясняют Святые Отцы.
Часто говорят про "последние времена", будто те времена, которые были в прошлом веке, или в XIX веке были не последние, а сейчас наступили какие-то "еще более последние" времена. Но это, конечно, заблуждение. Последние времена наступили тогда, когда Христос родился. Наш нынешний праздник, Рождество, к которому мы вплотную приблизились - это как раз праздник наступления последних времен. Ничего в этом нет для христиан плохого, а только хорошее, в том случае, конечно, если они будут оставаться христианами и не отпадут.
И вот, Священное Писание объясняет нам это разными способами: и прямым текстом, и с помощью разных притч, и с помощью таких символических построений, как мы сегодня слышали в родословной Иисуса Христа. И все эти способы нужны, чтобы нам понять, о чем идет речь. Потому что человеческое понимание разнообразно, и на всех этих языках необходимо к человеку обращаться, чтобы человечество что-то поняло. Даже каждый из нас требует, чтобы ему повторили и так, и этак, только тогда мы начинаем что-то понимать.
Сегодняшнее евангельское чтение ставит нас накануне воплощения Христова. Как это и должно быть, если учесть, что оно предпраздничное. Вот мы сейчас находимся накануне воплощения Христова. Что нам нужно сделать, чтобы встретить этот праздник, чтобы он, действительно, был для нас праздником?
Известно, что люди обычно не хотят поститься, не хотят думать о том, чтобы жить по-христиански, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. И они еще сильнее не хотят нечто другое: чтобы просто в быту своем жить по-христиански. Чтобы прежде чем начать кому-то что-то говорить - помолиться или просто иметь память Божию. Или прежде чем кого-то отругать - задуматься, что я сначала помолюсь, а потом отругаю, потому что нехорошо начинать какую-то вещь, не помолившись. А когда уже помолишься, то можно уже как-то и изменить свои планы насчет того, чтобы ругаться.
Необязательно промолчать: может ты и промолчишь в этой ситуации, а может ты что-нибудь и скажешь, что-нибудь полезное, потому что далеко не во всех конфликтных ситуациях мы должны молчать. Очень много бывает таких конфликтных ситуаций, когда мы должны говорить, но мы должны не ругаться и не выплескивать свои эмоции, а мы должны говорить по делу, то, что хотя бы теоретически может привести к какому-то разрешению этой ситуации, а эмоции сами по себе никогда к нему не приводят. И даже если надо кому-то показать гнев, потому что он иначе не понимает, то гнев для нас должен быть разыгранным, а внутренне мы гневаться не должны, потому что иначе мы передадим не гнев, а свою собственную слабость, свою подверженность страстям. Так начинаются всякие перепалки, и у нас получается большое душевное разорение.
Мы так расслабляемся в своей обычной жизни, потому что нам так легче. Но мы можем увидеть, почему это неправильно: в частности из-за того, что мы тогда перестаем понимать праздники. Праздники перестают для нас быть праздничными. Праздники предназначены для тех людей, которые их встречают, к ним готовясь. Для которых это не просто большой контраст между постным временем и праздничным временем, хотя контраст - это тоже одно из средств, чтобы правильно готовиться к праздникам.
Праздники только тогда бывают по-настоящему праздничными, когда человек несколько очищен для их восприятия. Я не хочу говорить в каком-то очень мистическом смысле очищения чувств и смыслов и очищения от греха, а в самом простом: представим себе, сколько информации пропускает через нашу голову телевизор, если мы его смотрим сколько-нибудь регулярно, и насколько эта информация полезная для души. Образно это можно сравнить с какой-нибудь поляной, на которой выгуливают собак, и с которой сошел снег. Вот что мы имеем в голове. Все это смердит, и вообще там непонятно, как пройти, чтобы не вляпаться.
И вот, с таким внутренним душевным устроением мы, наконец (может быть, слава Богу!), приходим на службу. Какая должна быть сила у запаха ладана, чтобы он пробил то зловоние, которое у нас привычно устоялось? - Наверное, такая, что если он пробьет, то мы в обморок упадем, уже от ладана. В церкви так не бывает, в церкви все более приглушенно и более тихо. Но на этом фоне мы уже просто ничего не воспринимаем: ну церковь, ну звучит… Что по телевизору смотреть богослужение, что вживую, потому что вживую мы тоже являемся зрителями. Даже если мы причащаемся, формально исповедуемся, соблюдаем какие-то обряды, мы все равно больше похожи на зрителей, которые пришли в театр, и им интересно. А другие смотрят по телевизору, им, конечно, не так хорошо, но тоже неплохо, достаточно интересно, потом можно переключить программу и что-то другое посмотреть, а перед тем, как смотреть это, смотрели что-то предыдущее, совершенно на другую тему.
Если так относиться, то совершенно невозможно ожидать, что мы будем понимать христианские праздники, или что мы хотя бы начнем их понимать. Чтобы расчистить для них место, нужно исполнять и другие заповеди церкви, которые относятся, прежде всего, даже и не к постному времени, не к специальному времени приготовления к празднику, хотя это тоже важно. Прежде всего, они относятся к нашему постоянному времяпрепровождению.
Я не говорю, что вообще нельзя смотреть телевизор. Там есть какие-то программы, которые в какой-то степени кому-то из нас полезны: смотреть какие-то новости, например. Кому-то из нас, возможно, полезно так отдыхать. Хотя совершенно непонятно, как можно отдыхать, загружаясь жизнью совершенно зачуханных людей, которые изображают в фильмах примерно таких же, как и мы, или еще хуже. - Только если для того, чтобы почувствовать, что не один я такой. Но это отдых относительный: с одной стороны, становится легче, а с другой - еще больше засасывает. То есть, конечно, - это разновидность алкоголизма. Если выпить, то тогда печаль проходит, так сказать, но потом нужно опять, в большей дозе и раньше.
Конечно, телевизор в этом смысле безобиднее, потому что люди, которые смотрят телевизор, и при этом не алкоголики, они работают на работе, и в социальном плане они полезны для государства. Поэтому, конечно, лучше телевизор, чем что-то другое. Да я и сам в этом смысле горячий сторонник телевизора: на окраинах Сибири такая статистика, что как только в город проводят телевидение, так сразу преступность снижается на 30%. Естественно, пусть лучше они телевизор смотрят. Если из разных зол надо выбирать, то телевизор очень часто оказывается меньшим злом.
Но мы, если мы христиане, должны ставить для себя вопрос как-то иначе. Я не говорю, что что-то полезное - это обязательно о церкви и о духовном. Потому что наша возможность воспринимать такие поучения, она достаточно ограничена. Ее, конечно, надо питать, и давать ей столько, сколько в нее влезет, но влезет в нее не очень много. Надо еще как-то отдыхать.
Есть много всего нейтрального. Есть всякая художественная литература хорошего качества. Я сам не смотрю фильмы, но по косвенным данным, которые у меня есть, я полагаю, что даже и фильмы бывают полезными. Все это не греховно, если с точки зрения человеческой эти фильмы более или менее нормальные. Просто не надо на это подсаживаться. И особенно не надо смотреть всякую пошлятину, которую в огромном количестве крутят по телевизору, даже если там что-то хорошее тоже бывает между этим. По крайней мере, надо как-то фильтровать.
И тогда мы поймем, что праздники - они гораздо более праздничные, чем нам это казалось, когда мы о них узнавали из новостей по телевизору. Или из рекламы "С Новым годом и с Рождеством!" - непонятно, чьим. "Рождество" - это что такое? Это когда кто-то родился? В нашей рекламе это как-то не отражается, и, действительно, зачем это отражать? Потому что, если отразить, что кто-то родился, тогда возникают какие-то еще вопросы: а кто? И зачем это нужно? А все это только затрудняет рекламодателей и тех, кто оформляет наши улицы и наши мозги.
Но мы должны
сами оформлять свои мозги, поэтому мы должны помнить, чье это Рождество, и
зачем оно нужно лично мне. Аминь.