Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25.03/7.04.2008)
Благовещение - начало нашего спасения, праздник зачатия Христова; Христос родился тем способом, которым люди и должны были рождаться, если бы не было грехопадения, - говорит св. Максим Исповедник; после грехопадения появилась необходимость в смерти и различии полов; различие полов было сотворено в предвидении грехопадения, но не было его причиной; девственное рождение избавляет Христа и нас, когда мы причащаемся Его Тела, от законов смерти; Христос умер добровольно, а не подчиняясь необходимости умереть; христиане - это другой человеческий род.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем один из великих христианских праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы. В христианстве самый главный праздник, конечно, один - это Пасха, которая потом повторяется каждую неделю. Это самые большие праздники, и обычное воскресенье больше чем Благовещение, потому что для кого-то обычное, а для христиан - это Пасха, а совсем не обычный день. Но кроме этого существует двенадцать главных праздников, и сегодняшний в их числе. Что же это за праздник, что празднуется?
Все мы знаем событие, которое празднуется: пришел архангел Гавриил, посланный от Бога Деве Марии, и сказал, что она зачнет Сына. В это же время и совершилось зачатие Христа от Духа Святаго в Деве Марии. То есть мы празднуем праздник зачатия Христова. Это, надеюсь, все знают более или менее. Но какой смысл здесь, почему это важно праздновать?
Конечно, самое главное тоже все знают. Главное то, что говорится в тропаре сегодняшнего праздника: "Днесь спасения нашего главизна". Как с церковно-славянского это переводится на русский? На русском это будет так: "Сегодня нашего спасения первый пункт, начало". Первый пункт в списке тех дел, которые должны были совершиться в нашем спасении.
Вот сегодня такой день. Это самое главное, что сегодня празднуется, в этом причина праздника. Все-таки для Рождества Христова есть специальный праздник, но сегодняшний праздник тоже входит в цикл Рождества Христова, потому что откуда берется сегодняшняя дата 25 марта? (А сегодня именно 25 марта по церковному календарю, а не какое-то другое число.) Оно берется из расчета того, что эта дата ровно за девять месяцев до 25 декабря, когда у нас Рождество Христово по церковному календарю. Таким образом, сегодняшний праздник в цикле Рождества, и празднуется именно зачатие.
Зачатие, как мы знаем из Евангелия и из содержания сегодняшнего праздника, - в богослужении сегодня об этом говорилось, и в Евангелии соответствующее место читалось, - произошло чудесным образом. Это особое достопамятное событие вошло в Евангелие, и в церковном предании установлен в честь него праздник. Мы, конечно, знаем, что для Бога все возможно. Как говорится в богослужении сегодняшнего праздника, когда Богородица спрашивает архангела Гавриила, как же Она зачнет Сына, если не имеет мужа, он отвечает Ей словами: "Бог идеже хощет, побеждается естества чин". То есть, где захочет Бог, там обычный порядок естества побеждается.
Несомненно, это так, но все чудеса имеют ведь какой-нибудь смысл. А такое чудо имеет тем более важный смысл, потому что обычный порядок установлен тоже Богом, чтобы он обычно соблюдался, а вовсе не побеждался, иначе будет беспорядок и хаос. Вот Бог установил порядок, и если Он делает какие-то исключения из этого порядка Сам, Своей волей, то это имеет всегда какое-то значение. Так зачем же нужно было таким странным образом рождаться Мессии?
Некоторые ссылаются на то, что христианство признает брак, и совершенно справедливо ссылаются. И зачатие от брака не только не является скверным, но таким образом произошли не только все святые, но и сама Богородица. Зачем же Христу нужно было другое по плоти рождение, если и обыкновенное рождение не является скверным? Мы ведь знаем, что Он принял на Себя все ограничения нашего естества, а вот это Он почему-то не принял. Что же это такое?
И на это
отвечают святые отцы, а яснее всего св. Максим Исповедник, величайший богослов
Церкви, живший в VII веке. Он говорит, что Христос для того, чтобы исполнить
все те дела, которые должен был исполнивратности, в том числе при жизни
в каком-то месте, где нет должной защиты от нападений. Во многих случаях, конечно,
Господь избавлял от опасностей; если бы это было не так, то не было бы ни монашества,
ни пустынножительства, ни отшельничества, а все монахи были бы очень быстро
перебиты; но тем не менее, немало и таких случаев, когда Господь все же допускал,
чтобы такие подвижники были убиты. И это все происходило вовсе не потому, что
Господь хотел, чтобы монашество оскудело, или потому что монашеский образ жизни
Ему не угоден и т. д. И мы не должны, глядя, что у нас что-то не получается,
или что, например, кого-то из нас убили, считать исходя из этого, что дело,
которым мы занимаемся, неправильное и Богу не угодно. Смотреть мы должны только
исключительно по заповедям. Сначала мы должны смотреть, согласно ли это дело
с заповедями Божиими, а по результатам этого дела мы тоже должны смотреть, не
насколько дело получается или нет, а насколько оно согласно с заповедями Божиими.
Потому что мы знаем, что все христианство в конце концов, как написано в Апокалипсисе,
в мирском смысле "не получится". Поэтому удивляться нам тут особо
нечему.
Но в то же
время мы должны думать и о том, что, где бы мы ни жили, может быть, даже в самых
безопасных условиях (хотя где такие условия в наше время?), то и тогда мы должны
были бы смотреть, чтобы быть подражателями этих святых монахов. Потому что подражателями
их мы можем быть всегда. Так как монашество есть нечто такое, чему христиане
должны подражать независимо от того, какой образ жизни они ведут, то же самое
есть и в этой монашеской жизни. А именно, мы тоже должны заниматься тем, к чему
нас Господь приставил, чем мы занимаемся ради того, чтобы исполнять заповеди
Божии, независимо от того, что нас ждет на этом пути. Мы не должны уходить при
наступлении каких-то трудностей. Наоборот, известно, что всегда так бывает:
как только мы где-то обоснуемся для того, чтобы делать что-то хорошее, так обязательно
возникнет искушение - не такое, чтобы нам, например, отпасть от Церкви или совершить
какой-то грубый и понятный нам, с нашей точки зрения, грех, а такое, чтобы нам
просто уйти с этого места на другое под предлогом, может быть, того, что там
более удобное для спасения место; а может быть, под предлогом того, что здесь
слишком большие тяжести и скорби, а если мы переместимся в другое место, то
там будет все то же самое, но в отношении того, что нас здесь особенно беспокоит,
нам будет полегче. Но это, конечно, неправильно, и святые отцы многократно предостерегают
в своих аскетических писаниях против того, чтобы так поступать, и часто цитируют
одну фразу из Книги Екклесиаста: "Аще дух владеющего найдет на тя, места
своего не остави".
То есть надо понимать, что какое-то количество искушений возникает на любом месте, если только мы живем на нем по воле Божией и делаем на нем что-то угодное Богу. Потому что первое, что делают враги нашего спасения для того, чтобы нас отвратить от спасительных наших дел, это они пытаются нас обмануть. Пытаются слегка запугать и слегка обмануть, так чтобы потом путь наш покривился уже даже не слегка. А именно, они пытаются нас не сразу ввергнуть в какие-то грубые грехи, потому что это мы понимаем и не захотим поддаваться сразу таким соблазнам, но просто они сначала пытаются нас отвратить от полезного, якобы ради чего-то более полезного, чтобы потом таким образом нас обмануть и отвлечь. Поэтому смущаться не надо. Наоборот, надо знать, что если мы где-то обосновались и занялись чем-то полезным, то обязательно придут какие-то скорби или помыслы, побуждающие нас это место покинуть. Если таких скорбей и помыслов нет, то как раз тогда и надо беспокоиться, потому что это означает, что мы чего-то в своей жизни не замечаем, что мы живем как-то неправильно и чего-то не поняли. А если они есть, то это совершенно нормально, из этого ничего особо хорошего не следует, но не следует и абсолютно ничего плохого, и мы просто должны продолжать гнуть свою линию и делать свое. И тогда постепенно мы будем замечать, что если мы не поддались этим искушениям, то они проходят. Правда, вместо них придут другие искушения и т. д. Но вот в этом и состоит наша христианская жизнь.
И потому если
мы будем пребывать в постоянстве, то тогда, хотя нам никто и не гарантирует
сохранность нашего земного жития, и, вообще говоря, нам даже гарантировано противоположное,
потому что все мы прекрасно знаем, что каждый из нас умрет, - но зато если мы
не покинем того места, где что-то творим по воле Божией, то тогда мы можем надеяться
на то, что после смерти получим Царствие Небесное. Аминь.