Зачем нам креститься в смерть Христа?

Слово в Великий Четверг (11/24.04.2008)

В Великий Четверг совершается память установления евхаристии; многие считают, что евхаристия - это для умирающих; пока смыслом похода в церковь остается психотерапия, причащаться не надо, чтобы не совершать греха; "вы, которые во Иисуса Христа крестились, в смерть Его крестились", - говорит апостол Павел; для того, чтобы иметь жизнь со Христом, а не с нашими близкими, надо с Ним умереть, то есть умереть для мира; Господь и установил таинство евхаристии, чтобы мы, соединяясь с Ним в плоти, Теле и Крови, сами становились Его Телом и Кровью, чтобы мы приобщались Его воплощению; если есть физическая возможность, то нужно причащаться не реже, чем раз в 3 недели, иначе мы сами себя отлучаем от Церкви, - такой критерий устанавливает Вселенский собор; надо стараться исправляться и делать правильные выводы, которые включают в себя какую-то программу действий; критерием нашего отношения к Церкви служит наше отношение к евхаристии.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий Четверг, Церковь совершает память самого главного таинства, установленного на Тайной Вечери - таинства евхаристии. Что же это для нас означает? Для большинства тех людей, которые на вопрос о вероисповедании ответят, что они православные, это не означает ровным счетом ничего. Среди тех, кто называет себя православным, далеко не все отвечают утвердительно на вопрос "веруете ли вы в Бога?". В нашей стране таких людей примерно пятнадцать-двадцать процентов. Но и для подавляющего большинства тех, кто все-таки верит в Бога и считает себя православным, таинство евхаристии не обозначает ничего. Они никогда в жизни не причащаются, что-то смутно когда-то слышали, что это надо делать, а зачем - непонятно. В крайнем случае, они считают, что это нужно для умирающих.

До сих пор бывает, когда приходишь причащать какого-нибудь человека в больницу, родственники и врачи, - но врачи теперь уже реже, они воспитались, а десять лет назад и они - все вместе машут руками и говорят, что больной еще поживет, зачем же его вот прямо сейчас причащать. Как будто бы ему вместо причастия предлагают цианистый калий, после которого он уже точно помрет. Врачи воспитались, а вот родственники еще нет, к сожалению. Те люди, которые понимают, что причастие - это то, что надо делать регулярно, молодцы, их в нашей стране пять-семь процентов от населения. Но если спросить их, для чего это нужно, они не смогут ответить, будут вспоминать какие-то случайно услышанные фразы.

Если попытаться проанализировать и как-то реконструировать их представление о причастии, то получится примерно так: это какая-то сакральная пища, которая нужна для исполнения ритуала, чтобы все подействовало. А что должно подействовать? Все, для чего люди в церковь ходят: чтобы быть здоровым, чтобы на душе стало легче, чтобы все стало хорошо и спокойно. Все понятно, психотерапия сейчас у нас мало кому доступна. Она вообще везде мало доступна, стоит больших денег. А в церкви бесплатна и доступна всем. Если пока что у нас такие требования к Церкви, то просто такой совет: не надо причащаться, чтобы не совершать греха. Если надо, чтоб "подействовало" - и так подействует. Достаточно в церковь прийти, помолиться, и "подействует", причем сразу для всех, кто пойдет. Но для того, чтобы стать христианином, нужно что-то другое, нужно чтобы причастие подействовало в другом смысле.

К сожалению, суть христианства можно объяснить только такими страшными вещами, которые окончательно могут испортить нашу жизнь. Апостол Павел говорит, и его слова читают при совершении таинства крещения в чинопоследовании: "Вы, которые во Иисуса Христа крестились, в смерть Его крестились". Бедные родители: принесли младенца, чтобы он жил получше, а им говорят, да еще от апостола Павла, что в смерть какого-то Христа крестили. И зачем им эта смерть, интересно? Наверное, нет ничего более противоречащего их интересам и требованиям, чем то, о чем их честно предупреждают, только они сами почему-то не слушают, а говорят: "нет, нет, нет! Нам надо креститься". Но если начать отговаривать, то многие все-таки понимают, что креститься не надо.

Для чего нам нужна эта смерть, смерть Христова, в которую мы крестимся? Смерть никому по доброй воле не нужна. Она может стать нужной, если взамен предлагается что-то более нужное и важное. Смерть дается для того, как объясняет апостол, чтобы получить жизнь. Но жизнь не ту, которую мы здесь имеем или можем иметь, если будем здоровыми и богатыми, а ту, которую имеет в себе Христос. Для того, чтобы иметь жизнь с Ним, а не с нашими близкими, домашними и так далее, надо с Ним умереть, то есть умереть для мира. В этом и состоит смысл крещения. Если мы, действительно, хотим стать христианами, то именно в этом смысл нашего собственного крещения, даже если мы сами крестились неразумно и участвовали в этом какие-то непонятные люди давным-давно непонятно зачем. Если мы хотим, чтобы наше крещение для нас обрело христианский смысл, то он должен быть именно такой, и этого смысла не будет, если мы сами не будем участвовать в евхаристии, если мы не будем участвовать в таинстве Тела и Крови Христова.

Это можно очень просто объяснить. Если бы Христос был, как на самом деле Он и стал, совершенным человеком, оставаясь совершенным Богом, но больше бы ничего специально не было бы сделано, то что бы мы имели? Мы имели какого-то абсолютно совершенного пророка, который когда-то побыл на земле, и чему-то очень нужному научил. Но это бы ничем принципиально не отличалось от тех пророков, которые были раньше. Это было бы полезно несомненно, но зачем еще один пророк, если уже раньше все были, включая и Иоанна Предтечу? Конечно, смысл Христа не в этом, а в том, чтобы воплощенный Бог воплотился в людях, не в каком-то специально для этого родившемся человеке Иисусе, который был лишь средством этого воплощения, а во всех спасаемых, во всех нас, кто хочет быть в Нем.

Смысл воплощения Божия бы потерялся, и не было бы в этом никакого смысла, если Христос просто бы воплотился и все. Нужно было, чтобы Он стал воплощаться в новых и новых христианах, чтобы, как выражаются святые отцы, Тело Христово росло, продолжало расти через других христиан. Для этого Господь и установил таинство евхаристии, чтобы мы сами, соединяясь с Ним в плоти, Теле и Крови, сами становились Его Телом и Кровью, чтобы мы приобщались Его воплощению. Поэтому Он и говорит, что обязательно мы должны участвовать в евхаристии, что если мы не будем есть этот хлеб и пить это вино, то не будем иметь с Ним жизни.

Конечно, если возникает такая ситуация, а она возникает только по воле Божией, когда человек хотел бы приступить к причастию, но не может, то тогда его собственная жизнь все равно вменяется ему в евхаристию. Такие люди, как пишет святой Киприан Карфагенский, сами приносят "тела свои в жертву живу, святу, благоугодну Господеви", выражаясь апостольскими словами. Например, это святые мученики, которые были убиты до того, как они успели причаститься или даже просто принять крещение (поэтому в Церкви в самые ранние времена стали говорить о крещении кровью). Конечно, когда мы находимся в ситуации, в которой мы никак не можем причаститься, то мы все равно участвуем, если мы христиане, в евхаристии. В таком положении оказываются люди, находящиеся в тюрьме, или на какой-то необитаемой территории, или больные, о которых совершенно некому позаботиться.

Но большинство христиан находятся в других условиях, поэтому надо смотреть, пренебрегаем ли мы сами возможностью причащаться или нет. Критерий пренебрежения устанавливается не какими-то глупыми книжками XIX века, которые привели к 1917 году, к тому, что так называемые православные христиане продались открытым безбожникам-большевикам за лживое обещание земли, и в итоге это привело нас к стране всеобщего безбожия, - а святоотеческими книгами. Вселенский Собор устанавливает критерий: если человек больше трех недель по пренебрежению сам себя лишает причастия, значит, от Церкви он сам себя отлучил. Он может вернуть себя в Церковь, но через покаяние как отпавший. Не реже, чем раз в три недели христианин должен причащаться, если такая ситуация от него зависит, а если уж от него не зависит - там Бог судья.

Не надо считать себя христианами, если мы по собственной воле не причащаемся и не исповедуемся. Конечно, если мы этого не делаем, то не надо думать, что мы этого не должны делать никогда, что мы вот так и будем нехристями. Надо просто исправляться, если кто-то этого раньше не делал, потому что не понимал, то он должен понять, а, поняв, начать делать, и так вот постепенно становиться христианином. Всегда надо трезво оценивать, где мы находимся в данный момент, и делать правильный вывод. Правильные выводы имеют одну особенность: они включают в себя какую-то программу действий. Вывод, который заключается в том, чтобы лечь и умереть, не может быть правильным, это совет жены Иова, который мы тут недавно читали, - "прокляни Бога и умри". Вот что значит ничего не делать. Конечно, это, мягко выражаясь, неправильный совет.

Будем стараться сознавать, как мы живем, будем стараться делать выводы, только выводы правильные. Прежде всего, это касается нашего отношения к Церкви, а критерием этого отношения всегда служит наше отношение к евхаристии, то есть причастию Тела и Крови Христовых. Аминь.


 

Hosted by uCoz