Слово после литургии
16/29.05.2008
Фарисеи были более виноваты, потому что они знали про Христа, но не захотели это признать; в быту мы всё знаем относительно поведения другого человека, но не можем применить это к себе; в результате мы будем знать про догматы, но жить мы по ним не будем; обычный человек исправляется только тогда, когда принуждает себя сделать выводы из заповедей для своей жизни и своей веры; без молитвы должно быть страшно, как при разгерметизации кабины самолета.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали в Евангелии, что ответил Христос фарисеям, когда они Его спросили: неужели и мы слепы, раз ничего не понимаем? Фарисеи рассчитывали на то, что они знают закон и понимают признаки прихода мессии. Христос соглашается с тем, что они действительно все это понимают. Но что Он им отвечает? Он говорит: "Если бы вы были слепы, если бы просто ничего не знали, то вы бы не были так виноваты, как вы теперь виноваты, потому что знаете, но не захотели это признать". Я специально пересказываю более понятным языком, чем церковно-славянский язык прочитанного сегодня Евангелия.
Действительно, очень часто мы какие-то важные для себя вещи знаем уже точно, но мы не хотим их признать. Это иногда касается фундаментальных вопросов, таких, как вера во Христа, а чаще всего это касается каких-то бытовых мелочей. В бытовых мелочах мы приучаемся не делать каких-то выводов в своих поступках. Например, когда мы смотрим на поступки другого человека, мы понимаем, что здесь он чего-то не делает, потому что ему просто лень, здесь он критикует, потому что раздражается, завидует - это все очень легко анализировать, когда речь идет о другом человеке.
Когда речь идет о нас самих, мы затрудняемся посмотреть на себя со стороны, трудно признать за собой то, что признается за другими. Конечно, все знания, необходимые для того, чтобы и за собой признать, у нас есть. Получается так, что знания у нас есть, но они не работают. Почему они не работают? Потому что если мы их применим, то получим такой результат, от которого почувствуем обиду, неприятность, потеряем душевный комфорт. Поэтому мы не пользуемся теми знаниями и навыками, которые у нас есть. Но если надо уничижить и покритиковать кого-то другого, то мы пользуемся ими и даже усилено, гораздо сильнее, чем следовало бы.
Когда мы научаемся и привыкаем поступать так в быту, то это обязательно будет сказываться на нашей религиозной, духовной жизни. В частности это будет проявляться в том, что мы будем знать умом и считать, что мы веруем в какие-то догматы, предположим, даже в правильные, в те, в которые должны веровать православные христиане, но жить мы по ним не будем. Причем даже не в том смысле, что жить совершенно по христианским догматам может только совершенный святой человек, а в том, что мы не будем по ним жить даже как грешный человек. Мы вообще по ним никак не будем жить.
Обычный грешный человек, который старается исполнять заповеди, он все-таки хоть что-то исполняет, в основном, конечно, нарушая, но старается исправляться. И постепенно действительно исправляется, но он исправляется только тогда, когда принуждает себя сделать выводы для своей жизни и своей веры.
Вот, например, мы все понимаем, что нам надо молиться в своей жизни. С этим никто не будет спорить, ни один человек, слышавший хоть что-то о христианстве, не станет это отрицать. А если мы православные христиане, то знаем, что наше основное дело - молитва. Апостол Павел говорит: "Непрестанно молитесь". Если мы давно ходим в церковь, то все это знаем прекрасно, и сами можем кому угодно это объяснить. Но какое у нас может быть отношение к богослужению?
Конечно, мы его посещаем, стремимся, готовимся, но когда наступает момент идти на богослужение, оказывается, что лучше как-то отдохнуть, и приходят мысли о том, что причащались мы недавно, а сейчас можно и не причащаться. Хотя, если в этой ситуации мы знали бы, что скоро умрем, то тогда мы, конечно, побежали бы причащаться. Или как мы относимся к утренним или вечерним молитвам, которыми должны начинать и кончать день? Я могу из собственно опыта рассказать, как мы к ним относимся, - конечно, плохо. Но надо, чтобы оставаться без молитвы было страшно.
Человек, оставшийся без молитвы, подобен комнате, в которой забыли закрыть окно в холодный день - она наполнена нежилым холодом, жить там невозможно. Это слабое сравнение, на самом деле. Если точнее сравнить наше состояние, в котором мы перестаем молиться и теряем память Божию, то можно найти более жесткий образ - разгерметизация кабины самолета. То есть это еще не окончательная катастрофа, но требуется принятие чрезвычайных мер - аварийная ситуация. Мы должны все бросить и заниматься только ее исправлением, насколько это возможно. Если мы так будем делать, то будет "слетать" лень читать утреннее и вечернее правило, ходить на богослужения. Мы поймем, что чем чаще мы ходим на богослужения, тем нам легче.
Если мы
смотрим на богослужение как на то, что отвлекает нас от каких-то дел, заставляет
рано вставать, куда-то ходить, куда-то ездить, то тогда, конечно, очень тяжело
себя перебороть. Но если мы считаем, что богослужение спасает от разгерметизации
кабины нашего внутреннего самолета, то тогда это средство нам покажется, наоборот,
легким, и будем бежать на богослужение при всякой нашей физической возможности.
Вот при такой тактике личной безопасности нам тоже будут открываться истины
глубокой веры, о которых мы слышали сегодня в Евангелии.
Аминь.