Как правильно потратить земную жизнь.

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

 

28.07/10.08.2008

Во всех цифрах чуда об умножении хлебов - 2, 5, 7 и 12 - есть особый смысл; в раннем христианстве рыба стала символом Христа, потому что по-гречески она звучит как "ихфис" - "Иисус Христос Божий Сын Спаситель"; мы совершаем многие поступки, потому что боимся, что нам чего-то не хватит; нужно рассуждать так: у меня сейчас есть какие-то запасы и возможность прикупить себе немножко жизнь вечную, а если потом Господь захочет, чтобы у меня было что-то другое, то Он мне пошлет еще; здоровья у нас будет столько, сколько полезно для того, чтобы совершать спасение нашей души на данный момент; не надо бояться того, что Бог "кончится", "израсходуется" - Он здесь и сегодня, и завтра; мы должны дарованную нам земную жизнь правильно прожить, правильно потратить.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали хорошо многим памятное, наверное, чудо о том, как Христос умножил хлеб. Оно в Евангелии рассказано в нескольких вариантах, возможно, оно и происходило несколько раз, а, может быть, разными рассказчиками рассказывалось по-разному, как это часто бывает. Свидетели одного и того же события, желая быть как можно более правдивыми, все же расходятся в показаниях - это нормально, но это также относится и к Евангельским повествованиям. Главное, что они должны совпадать в духовном смысле, а в буквальном не всегда.

Согласно буквальному смыслу сегодняшнего рассказа, Христос на вопрос учеников о том, как накормить большое количество людей, отпустить ли их, чтобы они смогли купить себе еду, сказал, что отпускать их никуда не надо, надо накормить их здесь. Ученики ответили, что накормить нечем - есть только пять хлебов и две рыбы. Христос все равно велел раздать, и еды хватило всем. И не только хватило, но остатков набралось на двенадцать корзин.

Совершенно очевидно, что в числах пять, два, семь (это пять плюс два) и двенадцать, есть особый смысл. Семь - это главное священное число. Двенадцать - всегда указывает на народ Божий: двенадцать колен Израилевых, а в Новом Завете - весь народ Нового Израиля, который обратился по проповеди двенадцати апостолов. И в Апокалипсисе говорится, что праведников будет такое число, что они будут сидеть на двенадцати престолах Израилевых и судить двенадцать колен Израилевых, то есть пропорционально двенадцати.

Двенадцать - число народа Божьего. Для них и осталось избыточное число корзин для того, чтобы они и дальше могли ими питаться. Это наиболее понятное объяснение. Для современников образ пяти хлебов и двух рыб тоже был бы понятен, но, к сожалению, уже в самый ранний период Церкви, у самых ранних отцов, видимо, было забыто, что конкретно имеется в виду, какой древний символ.

Поэтому у святых отцов мы находим огромное количество различных толкований того, что значат эти числа. Они не могут противоречить друг другу, конечно, хотя ни в чем не совпадают, но они и не исключают друг друга. Можно на основании этого сказать следующее: по крайней мере, в раннем христианстве рыба стала символом Христа, часто изображалась вместо Христа.

По-гречески рыба обозначается одним словом ?????. Оно содержит первые буквы христианкой формулировки веры: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Это самый древний христианский символ веры. Поэтому рыба стала христианским символом, а две рыбы указывают на Христа, состоящего из двух, - Божества и человека.

Пять хлебов у некоторых святых отцов указывают на пять чувств, через которые принимается проповедь. Но если говорить о самом, может быть, раннем толковании, то, вероятно, имелось ввиду, что в самом начале было только пять апостолов. Если мы вспомним, как в Евангелии от Иоанна описывается призвание апостолов, то мы увидим, что там первых учеников оказывается пять (Иоанн, Андрей, Филипп, Петр, Нафанаил), причем среди этих первых апостолов оказывается Нафанаил, о котором потом не упоминается в числе двенадцати.

Пять - это символическое число. Пять писцов Ездры, которые писали его апокалипсис (в славянской Библии - Третья книга Ездры) под диктовку. И недаром Нафанил называется в одной из древних редакций Евангелия "писцом Израилевым". Вот такие есть глубокие смыслы, над которыми можно очень долго гадать, при этом находить все новое и новое.

Эти сокрытые значения научают нас, конечно, и в нашей повседневной жизни. Мы помним, что все в Евангелии имеет духовный и догматический смысл, но также и все в Евангелии содержит и аскетический смысл. Все аскетическое говорит о том, что мы должны повседневно применять в нашей жизни к самим себе. В сегодняшней истории тоже есть такой смысл, и он неисчерпаем. На что можно указать сразу, что бросается в глаза?

Часто мы чувствуем, что нам чего-то не хватает. Сколько мы в жизни делаем движений из-за того, что мы боимся, что нам чего-то не хватит? Во многих случаях мы просто боимся, а на самом деле еще неизвестно, хватит или не хватит. Если посмотреть трезво, то чаще становится понятно, что точно хватит, но мы все равно боимся. А бывает, что и, действительно, явно есть недостаток чего-то, - мы знаем это, и правильно, что боимся, с точки зрения житейской.

С точки зрения духовной, конечно, мы неправы. Надо вспомнить, что называется грехом сребролюбия, одной из основных страстей. Естественно, это не только страсть к деньгам, но это греховная страсть к чему-то материальному. Когда она становится греховной? Одни мнения людей могут быть с точки зрения житейского опыта, и совершенно другие мнения людей будут с точки зрения опыта духовного, как об этом учат святые отцы.
Очень часто нас посещают мысли: как же я буду в старости беспомощным, если сейчас чего-то не накоплю; а вдруг я заболею; а вдруг я захочу потратить на то-то и на то-то, на какой-то отдых, а мне не хватит? И очень часто люди деньги или другие материальные ресурсы жалеют на то, что бы кому-то помочь, с кем-то поделиться. "Как же я могу поделиться, если мне самому надо?" Что значит "надо"?

Действительно, во многих случаях не надо делиться. Но это особенные ситуации. Обычно же бывает так, что ситуация не смертельная, но, в принципе, надо помочь, надо как-то поделиться, не так, чтобы самому остаться без всего. Такие ситуации возникают очень часто особенно у православных христиан: люди обращаются с какими-то просьбами о помощи, либо христиане вращаются в такой среде, где легко заметить чью-то нужду и нельзя пройти мимо. Встает вопрос: дать или не дать?

Казалось бы, надо дать столько, сколько тебя не отяготит. Но если тебе действительно что-то очень надо, то и не надо давать. Я говорю специально только про такие случаи, которых большинство. Но как определить, сколько тебе надо?

Часто люди определяют так, что вот я собираюсь потратить на то, на то, на то, причем, не прямо сейчас потратить, а вот, ожидаю, что в моей жизни дальше будут такие обстоятельства, когда мне то-то и то-то понадобится, поэтому я дать не могу, потому что самому надо. Вот это как раз нецерковное рассуждение, недуховное.

Конечно, бывает, что если человек будет рассуждать иначе, то он вообще всех возненавидит, сойдет с ума. Тогда то уж лучше пусть рассуждает хотя бы так. Пусть уж лучше ничего не дает - это будет просто меньшее зло. Но это - не добродетель, это - грех. А если не совершать грех (я не говорю: совершать добродетель), то рассуждать надо совершенно иначе. И, повторю, это не будет добродетелью в рассуждениях.

Обыкновенное христианское рассуждение будет таким: сейчас у меня есть какие-то запасы; конечно, их можно было бы потратить на то-то и то-то, но сейчас есть возможность прикупить себе немножко жизнь вечную, а если потом Господь захочет, чтобы у меня было бы что-то другое, то Он мне пошлет еще.

На этом воспитывается нестяжательность и самое главное, что важнее, - вера в Бога. Воспитывается вера в то, что Господь, действительно, посылает нам что-то, когда нам это нужно. Я сейчас говорю на примере материальных ценностей, но это относится вообще ко всем ценностям, которые у нас есть, в том числе и нематериальным.

Мы не должны, например, как-то особо заботиться о своем здоровье, потому что здоровье ничем не отличается от денег. Оно дается нам, когда мы рождаемся, а потом оно расходуется. Иногда прибавляется, потом расходуются - как деньги. Как деньги не имеют никакого смысла, если мы их не тратим правильно, так же и наше здоровье абсолютно никакого смысла не имеет, если мы его используем не по назначению.

Как богатство не возьмешь на тот свет, так и здоровье - это люди могут понять лучше всего. Поэтому надо понимать, что здоровья у нас будет столько, сколько полезно для того, чтобы совершать спасение нашей души на данный момент. Именно о таком здоровье мы молимся, когда мы просим у Бога даровать нам здравие. Мы всегда должны просить то, что будет в соответствии с волей Божией.

Не надо бояться, что с нами будет происходить неизвестно что в дальнейшем. Будущее нам, действительно, неизвестно, но и бояться этого не надо. Не надо бояться того, что Бог "кончится", "израсходуется" - если Он есть сегодня, то Он будет и завтра, а также и в тот момент, когда с нами будет происходить это самое "неизвестно что".

Это значит, что если Он мог нам подать здоровье при рождении, и мы не умерли сразу, то потом Он тоже его подаст, при условии, что мы будем его хотеть для того, для чего нужно. И если мы уже получили то, что нам нужно, но не исправляемся, а, значит, скорее всего, будем дальше портиться, то, значит, мы сами не заинтересованы в том, чтобы жить дольше, а заинтересованы, наоборот, в том, чтобы нам умереть.

Мы должны дарованную нам земную жизнь правильно прожить, правильно потратить. Это как капитал, который надо правильно израсходовать. Иначе мы уподобимся богачу, которому не пригодились его богатства, - о нем тоже упоминается в Евангелии. Все оскудевающее может неожиданно приумножаться - об этом напоминает нам сегодняшняя притча. Мы должны только понимать, в чем воля Божья.

Если воля Божья в том, чтобы нам получить что-то материальное или нематериальное, или не нам самим, а чтобы через нас это получил кто-то другой, то не надо сомневаться в том, что средства для исполнения Его воли Господь нам Сам подаст. Не надо беспокоиться, что как же я сделаю что-то, чего у меня нет.

Более того, если мы обратим внимание на самые основные дела нашей жизни, наиболее важные дела, то там просто всегда мы должны начинать, не имея достаточных ресурсов. Так в Евангелии говорится, что прежде, чем строить башню, посмотри, хватит ли тебе ресурсов. Это касается нашей обычной жизни. А относительного духовного - у нас заведомо нет ресурсов. Вернее, они заведомо есть, но у Господа Бога. Только Он - наши ресурсы. Об этом нам в частности говорит наша сегодняшняя евангельская история.

Аминь.


 

Hosted by uCoz