Слово на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы
8/21.09.2008
Древнейшие рассказы о Рождестве Богородицы повествуют об особого рода чуде: Анна не просто зачала, когда будущие родители Марии расстались для молитвы, но оказалось, что она уже зачала за некоторое время до этого, но обычным человеческим образом; мы привыкли к фразе: "Христос - совершенный Бог и совершенный человек", потому что мы привыкли ее не понимать; если мы будем жить по-христиански, то постепенно стяжем ум Христов - ум Божий - тот ум, которым Бог все понимает; надо поступать по заповедям и не оглядываться; если жить, полагаясь на волю Божью, то тогда вообще ничего не надо бояться, кроме греха.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем воспоминание Рождества Богородицы. Это один из главных христианских праздников. Если обратиться к истории, то мы увидим, что с самого раннего времени и в раннем средневековье этого праздника не было, но предания были, было житие Богородицы, и только с VI века устанавливается и сам праздник.
Многие современные люди, особенно те, которые читали книжки, повторяют за немецкими учеными XIX века и за некоторыми православными авторами, что ничего такого не было, что речь идет только о легендарном событии. Конечно, никто не спорит, что была Богородица, и Она должна была родиться, но оспариваются те обстоятельства, которые сопутствовали Ее рождению.
Подвергается сомнению то, что были бесплодными Ее родители, и что Ее отец Иоаким принес дары по обычаю к алтарю, а священник, которого звали Захария, эти дары не принял, потому что считалось, что раз у них так долго, до самой старости, нет детей, то они прокляты Богом. Многие считают, что этих обычаев вроде бы как и вообще не было. Но самый главный аргумент - это то, что все первосвященники, которые тогда могли быть, известны, есть их список у Иосифа Флавия, в котором нет никакого Захарии. Получается, что все предание неверно. Немцы стали говорить, что эта легенда была придумана в V или в VI веке. Но так случается в истории, что подобные научные измышления опровергаются со временем.
В 1940 году нашелся древний папирус с текстом, рассказывающим о рождестве Богородицы, где сохранилось его древнее название - "Рождество Мариино". Раньше это название было известно только из эфиопского перевода, там текст прекрасно сохранялся и читался. Найденный папирус датируется серединой III века.
Таким образом, становится ясно, что уже во II веке был этот текст, а если его анализировать, то становится видно, что уже и этот текст был не первым, а ему предшествовали другие документы, которые должны, таким образом, восходить к I веку. А в I веке, когда еще на слуху были имена всех иудейских первосвященников, не могло быть так, чтобы просто было написано что-то несообразное и этому бы поверили.
Очевидно, что если был первосвященник Захария, а такого первосвященника не было в Иерусалимском Храме, то это значит, что у христиан, точнее у той иудейской общины, из которой потом выйдут первые христиане, и которая составила основу общины Иоанна Предтечи и Христа, был свой первосвященник. Видимо, это самое правильное объяснение. Но не только этим интересен найденный папирус.
Благодаря ему удалось узнать, что некоторые разночтения греческих рукописей, которые казались совершенно абсурдными, теперь оказываются правильными. Именно вот что было сказано: не просто зачала Анна, когда супруги расстались для молитвы, а оказалось, что она уже зачала за некоторое время до этого. Смысл меняется в зависимости от той формы глагола, которая тут употреблена. Раньше считалось, что такое чтение, нарушающее логический порядок событий, является поздним и ошибочным. Но папирус III века подтвердил именно его.
Там буквально так сказано, что когда будущие родители в скорби о своем бесплодии разлучились и пошли молиться - Иоаким пошел молиться в пустыню, а Анна молилась в саду, - то потом, когда Иоаким вернулся к Анне, получив уверение, что молитва услышана, оказалось, что она уже беременна. От того, что когда-то было бесплодным, теперь образовался плод.
Но это не то же самое, что зачатие от Духа Святаго. Это было, с одной стороны, обычное человеческое зачатие, а с другой стороны, совершенно необычное - изменилось прошлое. Вот такое произошло чудо, и буквально в этом смысл рассказа. О чем это говорит, и зачем нам это знать?
Говорит это вот о чем: самое главное событие, относящееся к нашему спасению, происходит совершенно несообразно нормальной человеческой логике. Происходит чудо, отличное от всех последующих. Чудеса происходят в изобилии и в Евангелии - там чудеса и исцеления, и даже воскрешения мертвых; и нам известны чудеса из нашей повседневной жизни; и в нашем храме мы знаем уже довольно много чудес исцеления. Но в случае Рождества Богородицы происходит чудо, не согласное ни с какой логикой. Зачем это было нужно? Ответить можно так.
Мы сейчас привыкли к фразе "Бог стал человеком во Христе. Христос - совершенный Бог и совершенный человек". Привыкнуть к этой фразе, действительно, можно, а привыкнуть к ее смыслу нельзя, потому что мы просто привыкли ее не понимать. Понять ее невозможно, потому что невозможно себе представить, как в одной личности может быть Бог и человек.
Это - самое главное, и это несообразно ни с каким человеческим пониманием. Тем не менее, это - истина, и мы в это верим просто потому, что таково откровение, которое мы получили. Но происходили и другие вещи, тоже несообразные с человеческим пониманием, как такое вот изменение прошлого в сегодняшнем чуде.
О том, что такое изменение прошлого возможно, можно догадаться отчасти и из Евангелия, когда Иоанн Предтеча говорит, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму. Он говорит: Что вы успокаиваете себя мыслью, что вы чада Аврааму, то есть принадлежите богоизбранному народу? Это не гарантирует спасение, ничего подобного. Дальше он говорит, что если вы ведете себя не по заповедям Божьим, то лишитесь своего сыновства Авраамова, хотя по плоти, действительно, его чада. А вот те, кто по рождению вообще непонятно кто, но если они будут жить, исполняя волю Божию, то станут чадами Авраама, хотя по плоти не могли ими быть. В этом смысле говорится, что Бог даже из камней может воздвигнуть чад Аврааму.
Подобного же рода чудо с изменением прошлого произошло в сегодняшнем празднике. Почему это так? Потому что значение нашего спасения заключается в том, чтобы произошло столь же непонятное и невозможное - Бог стал человеком, и человек стал Богом.
Для того и произошло вочеловечение Бога, которое мы не можем себе представить. Именно на этом основано все христианство: чтобы человек стал Богом, чтобы нам не просто спастись в каком-то непонятном смысле - так учат различные еретики, - а в том смысле, в котором учит православная Церковь: чтобы человеку стать Богом.
Это тоже невозможно себе представить человеческим умом, какими бы мы ни становились праведными людьми, но если мы будем жить по-христиански, то постепенно стяжем ум Христов - ум Божий, - и умом Божьим тогда поймем. Ум Божий - это тот ум, которым Бог все понимает. Только так мы и можем понять основы христианства.
Это - наша
главная и стратегическая, если можно так выразиться, цель, но для того, чтобы
к ней прийти, надо соответствующим образом поступать в своей повседневности.
Как же так поступать, чтобы поступки соответствовали этой, действительно,
непонятной цели?
Надо поступать по заповедям и не оглядываться. Об этом тоже говорит Евангелие
много раз и в разных случаях и примерах, но, наверное, особенно понятный и
наглядный пример, это когда Петр ходил по воде. Христос сказал ему: "иди
ко Мне", - а тот взял и пошел, и ничего с ним не происходило. А когда
усомнился, стал думать: "как же это я хожу по воде?", - то сразу
стал тонуть. Но Петр смог воззвать ко Христу, и Он его спас.
Так же и мы: если мы просто будем исполнять заповеди, потому что так надо, потому что христианский долг в данном случае для нас состоит именно в этом, то это будет как-то делаться. Если мы будем говорить: Как же это так? Я так не могу, я не выдержу, и так далее, - то, действительно, так и будет. Тогда мы не выдержим, и будет "так далее". А что это за "далее"? Это означает, что христианами мы, конечно же, не будем.
Не надо ничего бояться. Вообще, если мы начнем бояться, то тогда уж надо быть последовательными и бояться абсолютно всего. Посмотрим внимательно: что в нашей жизни может быть такое, что не обещает чего-то страшного? Ничего не может быть, наверное. Всего надо бояться в таком случае. И дальше уже можно обращаться к врачу на госпитализацию, если пойти по пути страхов.
А если жить, полагаясь на волю Божью, то тогда вообще ничего не надо бояться, кроме одного - греха. Кроме неисполнения воли Божией. Тогда мы просто должны понять, что же от нас требуется в данный момент, и это делать.
Такие истории, как та, которая вспоминается сегодня, несообразная не только с обычным порядком вещей, но даже и просто с каким-то человеческим пониманием, трудная даже просто для нашего представления, нас особенно наставляют именно на то, что нам надо смотреть только на Бога, только на заповеди Божьи, и все остальное нам приложится.
Аминь.