Воздержание от роскоши душевной поддержки.

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

 

29.09/12.10.2008

Мы не будем иметь духовной пользы, если будем делать что-то хорошее тем, кто нам делает что-то хорошее, потому что так делают и язычники; христианство начинается тогда, когда мы делаем добро независимо от того, будет ли нам за это благодарность или нет; в Евангелии говорится, что мы должны давать в долг не только тем, кто нам, скорее всего, отдаст, а тем, кто точно не отдаст; однако, если мы будем так поступать, то постепенно поймем и привыкнем, что сами будем получать в ответ из других источников гораздо больше, и поэтому тут есть своя опасность; мы должны привыкать и считать для себя нормальным жить в обстановке непонимания; нормальная христианская жизнь заключается в том, чтобы нормой считать абсолютное одиночество и непонимание тебя окружающими людьми; к христианской жизни нужно подходить постепенно, малыми дозами; когда кто-то отвечает нам, как нам кажется, черной неблагодарностью, мы должны быть ему только благодарны за то, что он не дает нам разлагаться; к роскоши в первую очередь относится роскошь с духовной стороны - роскошь всякого человеческого общения, взаимопонимания и так далее.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении слова о том, что мы не будем иметь пользы - имеется ввиду именно духовной пользы, - если будем делать что-то хорошее тем, кто нам делает что-то хорошее, потому что так делают и язычники. Мы должны благотворить тем, кто нам не может воздать тем же самым. Эти и им подобные слова мы сегодня слышали.

Люди, которые хоть как-то читали Евангелие или что-то об этом слышали, часто помнят эти слова, но, тем не менее, обычно не осознают их. Очень часто и от христиан можно услышать, что вот я ему делал то-то и то-то, а он вместо благодарности сделал мне непонятно что. Это приводится христианами, что поразительно, как оправдание своего недовольства, своего раздражения на тех или иных людей.

Если мы не христиане, то это было бы еще более или менее понятно. Если же мы христиане, то это никак нельзя объяснить каким-то подобием христианского поведения. Совершенно недопустима такая реакция и сама по себе является греховной. В чем же тогда состоит суть христианского поведения?

Конечно, если язычники тоже отвечают добром на добро, это не означает, что христиане не должны так делать. Совершенно очевидно, что христиане должны так же поступать, а если они так не будут делать, то будут еще хуже язычников. Такие примеры среди христиан тоже встречаются сплошь и рядом. По крайней мере, понятно, что с точки зрения общечеловеческой это будет какое-то безобразие, и тем более будет грехом с христианской точки зрения.

Однако, если мы ведем себя с точки зрения человеческой нормально, то есть мы отвечаем добром за добро, то это еще никак нас не приближает к христианству. Ничего специфически христианского в этом нет. Христианское начинается тогда, когда мы делаем добро независимо от того, будет ли нам за это благодарность или нет.

Проще всего это объясняется на материальных примерах, потому что и в материальной сфере это должно быть так, а на таких примерах нам проще понять и духовное, где, тем более, должен быть именно такой принцип. Например, хорошо давать милостыню, то есть как-то помогать, прежде всего, материально тем людям, которые заведомо нам не смогут отдать свои долги.

В Евангелии говорится о том, что мы должны давать в долг не только тем, кто нам, скорее всего, отдаст, а тем, кто точно не отдаст. Попросту говоря, мы должны давать свои материальные средства тем людям, которые нам не могут ничего вернуть. На самом деле, конечно, если у нас есть хоть самый маленький опыт христианской жизни, то мы понимаем, что это выгодное вложение денег. Мы это понимаем не рационально, а из опыта.

Обычно бывает так: когда ты даешь что-то материальное кому-то, кто тебе точно ничего не может вернуть, и ты знаешь это заранее, то потом тебе Господь дает гораздо больше из таких источников, которым ты сам не можешь ничем материальным воздать, хотя, конечно, всем своим благодетелям мы должны воздавать молитвой. Это сплошь и рядом бывает, поэтому с началом христианской жизни, после самых первых шагов здесь тоже что-то такое языческое образуется.

Поскольку мы точно знаем, что благодеяния тем людям, которые не могут нам ничем воздать, оборачиваются тем, что сами мы получаем еще большие благодеяния для того, чтобы мы тоже могли кому-то чем-то помогать, и для наших собственных нужд, то это получается уже не благотворительность, а выгодное капиталовложение под большие проценты.

Про такое поведение, хотя оно и основано на опыте веры, тоже нельзя сказать, что оно является особо христианским. Я бы сказал, что оно является достаточно языческим. Так, конечно, надо делать, это хорошо, но когда мы уже понимаем эти закономерности, то не надо думать, что это будет спасительно для нашей души. Для того, чтобы получить спасительное для нашей души, надо подниматься от материального к духовному.
Духовное гораздо труднее, гораздо труднее к этому привыкнуть. Привыкнуть, конечно, ко всему можно, но к духовному гораздо труднее, потому что мы должны привыкать и считать для себя нормальным жить в обстановке непонимания.

Что душевное мы даем взаймы, когда это касается отношений между людьми? Мы даем свое понимание кого-то, способность выслушать, или хотя бы симулировать такую способность, и человеку становится от этого легче. Мы избавляем кого-то от чувства одиночества. В обмен мы хотим себе того же самого - поддержку в каких-то обстоятельствах, которые у всех нас бывают. Самое главное - мы хотим защититься от изоляции, которая труднее всего для человека переносима.

Но это все мирские вещи. На самом деле, если мы христиане, то мы как раз уже внутренне должны быть изолированы и, за счет этого, переносить безболезненно изоляцию. Поэтому, если мы помогаем душевно кому-то и ожидаем, что взамен к нам будут хорошо относиться, понимать, стараться в нас вникнуть, то, конечно, тем самым мы себя ведем как язычники. Это весьма грешно.

Нормальная христианская жизнь заключается в том, чтобы нормой считать абсолютное одиночество и непонимание тебя окружающими людьми. Те люди, которые могли бы тебя понять, потому что именно духовно они на том же пути, так же подвизаются и преуспели больше, чем ты, они, скорее всего, где-то вне зоны досягаемости.

Полезно быть окруженным такими людьми, которые тебя не могут понять и которые не позволяют забыть об одиночестве, потому что православный человек, наоборот, должен радоваться тому, что у него есть одиночество, потому что только тогда он может обратиться к Богу.

Собственно говоря, когда у нас есть важные для нас люди, а люди у нас есть не просто, когда мы их видим на улице, а тогда, когда они удовлетворяют стремление большинства людей, то есть разделяют наше одиночество и нас поддерживают, то мы должны понимать, что поскольку мы получаем такую помощь от людей, то мы точно перестанем получать ее от Бога, потому что мы уже получили свою награду в веке сем. Совершенно так же, как это относится и к материальным вещам.

Конечно, христианами невозможно стать просто потому, что, скажем, я захотел стать христианином, буду вести себя как христианин и стану таким. Нет, так не получится. Все будет постепенно. К христианской жизни нужно подходить постепенно, и я бы еще добавил, малыми дозами.

Сразу начать жить по-христиански очень мало кто мог даже из великих подвижников. А обычно от такого большого рвения люди приходили к каким-то тяжелым состояниям. В лучшем случае они после этого христианство бросали, а в худшем случае, который тоже бывает нередко, они просто сходили с ума, впадали в прелесть, вообще губили свою душу, то есть становились еще хуже, чем когда они начинали свою христианскую жизнь.

Поэтому, конечно, мы должны пользоваться всякими житейскими благами. Коль скоро мы пользуемся помощью мирских всяких средств, вроде денег, врачей, то мы должны также пользоваться и помощью наших ближних, хотя она является не специфически духовной, а просто душевной: когда кто-то разделяет наше одиночество, понимает нас и так далее.
Понимая это, получая и используя все это, мы должны осознавать, что это нас лишает возможности помощи Божьей. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы внутренне как можно больше без этого обходиться. По крайней мере, когда речь идет о том, чтобы воспользоваться чьей-то помощью или не воспользоваться, когда мы можем выбирать в этой ситуации, когда вроде бы наше состояние переносимо, то желательно, конечно, выбирать отказ от помощи.

И самое главное, с чем постоянно приходится сталкиваться, когда вне зависимости от нашего выбора кто-то отвечает нам, как нам кажется, черной неблагодарностью, или непониманием, или просто каким-то нежеланием нас понять, и вообще устраивает нам всяческий душевный дискомфорт вместо того, чтобы устраивать нам комфорт. Мы никоим образом не имеем права досадовать на такого человека.

Духовно мы должны быть ему только благодарны за то, что он не дает нам разлагаться, что он напоминает нам о том, что мы должны быть христианами, и стараться использовать ситуацию так, как если бы она возникла по нашей воле, то есть использовать ее с благодарностью Богу. Тогда, действительно, будет обязательно помощь Божия.

Негодовать на каких-то людей из-за того, что они как-то нас не понимают, нам не благодарны, или нас "предали", как нередко говорят в таких случаях, хотя может просто мы на них рассчитывали душевно, а они не оправдали наших расчетов, - это все, конечно, безумные глаголы. В них надо каяться на исповеди, даже если это были не глаголы, а только мысли. Конечно, надо уходить от такого восприятия людей.

Нам никто ничего не должен. Конечно, если мы собираем коллектив для какой-то работы, то там надо смотреть в том числе и на психологическую совместимость. Это частный случай того общего правила, что когда мы подбираем людей на какое-то дело, то надо смотреть их соответствие и способности делать это дело. Никакое христианство нас от этого не освобождает.

Наоборот, христианство говорит, что мы всякую свою работу должны делать тщательно, хорошо и аккуратно, и, если наша работа состоит в данном случае в том, чтобы подобрать какой-то коллектив или как-то повлиять на уже имеющийся коллектив, то мы должны думать и о психологической совместимости, чтобы не возникали конфликты. Но это то, что касается работы.
А то, что касается лично меня, лично моей сферы жизни, то я не в коем случае не должен ни на кого досадовать, в том числе и на людей, которые подвели меня по работе. Если они меня подвели по работе, то я сам виноват, потому что я этого не рассмотрел и вовремя не принял каких-то мер. Но, может быть, я и не мог принять никаких мер, - тогда я сам не виноват, а это просто как стихийное бедствие, которое случается, и надо терпеть.

В природе случаются стихийные бедствия, также они случаются и с людьми. Ничего тут не сделаешь, а надо потерпеть. Но ни то, ни другое не является поводом для досады на человека. А вот, скажем, его уволить и держаться от него подальше, - здесь это возможно, но не потому, что мы на него злимся, а по невозможности и ненужности поддерживать с ним более тесные отношения.

Поэтому будем помогать сами, насколько это от нас зависит, и когда мы видим, что можем кому-то помочь, и не думать, что нам кто-то чего-то должен даже в плане душевном, не говоря уж о материальном. Если нам все-таки кто-то помогает по нашей просьбе или без нашей просьбы, то, конечно, ему спасибо, и спасибо Богу за то, что Он нам так помогает, но всегда надо стремиться непосредственно к помощи Божьей и стремиться обходиться без роскоши.

К роскоши относится всякое материальное только во вторую очередь, а в первую - роскошь с духовной стороны - роскошь всякого человеческого общения, взаимопонимания и так далее. Будем стараться приближать свою жизнь к христианской жизни, то есть к жизни вне роскоши и без обид на других людей.

Аминь.


 

Hosted by uCoz