Дорогой ***!
Письмо Ваше получила —
до Благовещения еще больше недели. Так что Вы поздравили со всеми праздниками
сильно заранее. Спаси, Господи.
Рада за Вас, что Вы побывали
у Вл. Илариона и причастились.
(…)
Что касается революции, то я остаюсь при своем мнении. Никакие "заговоры"
не ускорили бы, а Распутины не остановили бы своими молениями кары Господней,
и никакие масоны не погубили бы России, если бы не было на то попущения Божия.
Можно винить генералов, масонов, большевиков и вообще кого угодно, но нельзя
забывать, что все, что происходит, происходит не без ведома Господа. У тех,
кто винит во всем жидомасонов и прочих товарищей, кажется, в сознании жидомасоны
оказываются сильнее Самого Бога, что могли вот так взять все и погубить. В любом
случае возникает вопрос: почему Господь попустил? кто виноват? — ответ тут может
быть один: Церковь (ибо и ветхозаветного Израиля Господь всегда карал именно
тогда, когда отступали от веры). Когда в Византии началось второе иконоборческое
гонение, св. Феодор Студит писал: согрешила Византия тем, что попрала каноны
церковные, что иерархи стали относиться к канонам небрежно (заметьте, даже не
к догматам, а к канонам — св. Феодор имел в виду то, что повенчали прелюбодейный
брак царя Константина VI, а потом разрешили священнослужение повенчавшему их
священнику, а протестовавших против такого нарушения канонов подвергли церковным
прещениям) — и вот поэтому возникла эта христоборная ересь и великое гонение
на Церковь от новых императоров-иконоборцев. В Русской же Церкви до революции
попирались не только какие-то каноны, но и догматы: у католиков и протестантов
признавалась благодать, венчались смешанные браки, ни по одному вопросу церковному
у иерархии не было четкого мнения, но все верили, во что хотели. Об этом есть
целая литература. О цели христианской жизни — обожении и стяжании Духа Святаго
— все забыли. Война 1914 г. началась в день памяти преп. Серафима, а революция
1917 г. в феврале произошла в Неделю Свт. Григория Паламы; и бедствия были предсказаны
афонскими монахами-исповедниками Имени Божия, которых в 1913 г. подверг прещениям
Русский Синод…
Я не совсем понимаю, что
Вы имеете в виду под покаянием в цареубийстве. Как Вы себе это представляете?
Я лично думаю так, что если я когда-то считала, что цари были "такие-сякие"
и т.п., то надо в этом покаяться. Между прочим, лично я вообще не знала до прихода
в Церковь, что стало с последним русским Царем. Историю я никогда не любила,
преподавали нам ее по советским еще учебникам, и насколько я помню, там вообще
про участь царской семьи ни слова не говорилось, кроме того, что царя свергли.
Конечно, уже будучи в Церкви (т.е. в МП тогда еще), я узнала о судьбе царственных
мучеников, и убиения их я, конечно, тогда не одобряла. В свете всего этого,
я совершенно не понимаю, как и почему лично я должна каяться в цареубийстве.
Можно каяться в тех грехах, которые ты совершил действительно, — например, в
злословии по неведению, скажем, царя и царской власти, в осуждении, еще в чем-то
подобном. Конечно, если кто-то когда-то говорил: "И правильно царя убрали",
— то он должен в этом покаяться. Ну, и т.п.
Скорее, надо каяться в
том, что веру не хранили — оттого Господь и сокрушил империю. А то как-то получается,
что "если бы уберегли Царя, то все было бы хорошо". А на самом деле:
если бы хранили веру, то Господь не забрал бы царя. А у нас все любят
ставить с ног на голову. А потом в МП такие вот теории: надо восстановить монархию,
и тогда, мол, Православие воссияет; одна мп-шная патриотка мне как-то так вот
и сказала: "Плохо, что вы ушли в раскол (т.е. в РПЦЗ). Надо беречь единство.
Московская патриархия еще очистится. Мы ожидаем обетованного Богом Царя, который
придет и наведет порядок". Вот интересно: почему это царь должен
наводить порядок в Церкви?! Царь существует, чтобы наводить порядок прежде
всего в светской сфере, а в Церкви должны наводить порядок епископы и сами верующие.
Вмешательство царей в церковные дела никогда не одобрялось святыми. Это только
в России при уродливой синодальной форме правления царь стал, вопреки всем канонам,
главою Церкви; а теперь они, видите ли, ожидают царя, чтобы он им навел порядок
и повыгонял еретиков! Честно говоря, подобные теории меня только раздражают
своей глупостью.
(…)
К сожалению, трагедия Русской Церкви как раз и состояла в том, что веры истинной,
догматической, не было практически уже ни у кого к началу ХХ в. Имяславческие
споры это выявили. И чтобы "спасти хотя бы некоторых", понадобилось,
чтобы пришли такие гонители, которые сказали: "Бога нет!" — тогда
все очнулись, сказали: "как так — нет?" — и пошли на мученичество
за веру. А вот если бы, допустим, власти сказали: "Бог есть, да только
вот…" — и заставили бы иерархию принять какую-либо тонкую ересь, вроде
монофизитства, — я просто уверена, что протестующих практически не было бы.
И все бы пошли прямо во ад, уверенные, что их вера самая что ни на есть православная…
Так что то, что Господь
попустил такую власть, как большевики, — было скорее благодеянием, т.к. помогло
спастись очень и очень многим через мученичество, при мирном же ходе событий,
думаю, Русская Церковь в те же 20-е годы пошла бы по пути Константинополя и
сейчас была бы ничем не лучше МП.
Не знаю, какая еще магнитная
лента вводится в современный паспорт. У нас здесь ничего такого нет и разговоров
об этом тоже нет.
Я не говорю, что телевизор
полезен, и никогда его не смотрю; но бороться с ним такими методами, как это
делает еп. Вениамин, — считаю, что это крайне глупо.
Листовки о штрих-кодах,
которые Вы прислали, я просмотрела, но читать подробно не смогла. Мне от такой
литературы делается душевно плохо — что, кстати, не подтверждает ее душеполезности.
Для всего этого у меня только одно подходящее слово нашлось: истерия.
А там, где истерия, Бог пребывать не может. Меня крайне удивляет, что катакомбник
Н. занимается распространением МП-шных листовок. Вы посмотрите, что там
пишется:
— приводят слова патр. Алексий, пример Почаевской и Сергиевой Лавр и т.п. Итак, еретики протестуют против штрих-кодов? да ведь их это все равно нимало не попользует, т.к. еретик уже, по апостолу, "самоосужден", стоит у него в паспорте магнитная лента или не стоит. Что касается Сергиевой лавры, то где-то года два еще назад одна прихожанка нашей Церкви, жившая некоторое время там в Посаде, рассказывая о том, что там делается, сказала: "Удивительно, как это люди вот так, строем, с песнями, шествуют в самую погибель!" — это говорилось отнюдь не о штрих-кодах, а о тамошней духовности и ереси МП.
— зовут идти в Православную Церковь. В какую же? — В МП, в УПЦ, в Греческую официальную (новостильную!) церковь. Чем это спасительнее, нежели принятие на лоб штрих-кода?
— предостережения "старцев" с Афона. Итак, штрих-коды они брать боятся, а поминать патр. Варфоломея, признающего наличие "Духа Божия" даже у мусульман и буддистов — не боятся!
— а уж лозунг: "Люди, разоблачайте международный заговор и боритесь против антихриста!" — мне напоминает так знакомое: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "за власть советов", "за свободу и демократию" и т.п.
Это все несерьезно. Чем
слушать современных старцев, лучше бы св. отцов почитали. Вот что писал свт.
Ипполит Римский, к примеру.
Сначала он описывает приход
антихриста как конкретного властителя мира, великие бедствия и голод на
земле; "и вот, по причине недостатка в пищевых средствах все придут к нему
и поклонятся ему, а он сделает им надписание на правой руке и на челе
с тою целью, чтобы никто не мог изобразить на челе честнаго креста правой рукою
своею… И ради скверной печати льстец сей даст им немного пищи. Печать же его
на челе и на правой руке составляет число 666. Впрочем, думаю, что я не знаю
точно этого надписания: ведь может быть много имен, соответствующих вышеупомянутому
числу; но все же говорим, что та самая печать, вероятно, имеет надписание: "отрекаюсь".
…Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра,
— та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли;
отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу, и присоединяюсь к тебе
и в тебя верую". Действительно, это именно будут возвещать пророки
Енох и Илия, чтобы вы не веровали врагу, который имеет прийти и явиться… И вот
всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех,
которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим
мучениям…" (Слово о кончине мира и об антихристе, и о втором пришествии
Господа нашего Иисуса Христа, 28–29).
Где в этом толковании место
бессознательному принятию печати в виде какой-то "прививки",
без поклонения антихристу, без отречения от веры?
Видимо, нынешние борцы
с печатями возомнили себя уже Енохом и Илиею. Лучше бы они позаботились о том,
как бы им уйти от своих еретиков-епископов. Ну, понятно — с печатями бороться
ведь легче: исповедником прослывешь, шуму много…
Между прочим, я уверена,
что многие журналисты сейчас просто делают на этом деньги, и не советую Вам
верить всему, что пишут они об этом (например, что в Москве уже обманом "штампуют"
детей и т.п.). Мы в Вертограде писали о бизнесменах, отказывающихся от ИНН "по
религиозным соображениям" — а они ведь и в Церковь, поди, ни разу в жизни
не заходили! И таких людей много.
Одни разводят истерию и
делают на этом деньги. А иные и вовсе с ума сходят (на этой ли почве или на
другой какой, но сумасшедших много: например, одна моя знакомая мне недавно
заявила, что она "последний потомок дома Романовых" и даже "дочка
Иисуса Христа"!!).
Я не хочу сказать, что
мне сильно нравятся штрих-коды и магнитные ленты в паспортах, но такая вот "борьба"
мне тоже не нравится. Она отвлекает людей от веры, от молитвы, от канонов и
догматов, вводит истерические накрутки, страхи, и в конечном счете может привести
в погибель (или, по крайней мере, в психушку) гораздо быстрее, чем все эти штрих-коды.
(…)
Не советую Вам слишком
увлекаться этим делом; это действительно не душеполезно; я это знаю еще по опыту
даже МП, когда я одно время увлекалась подсчетами того, когда придет конец света,
каковы уже признаки антихриста и т.п., но потом я заметила, что это для души
оказывается весьма вредным; а Батюшка Александр, скажу еще, таких разговоров
и изысканий вообще никогда не одобрял, говоря: "Сказано: о дне же то и
часе и ангелы не знают!" Неужели все эти "борцы с антихристом"
думают, что Антихрист будет такой дурак, что будет печатать людей столь примитивным
образом, что не только истинно-православные, но и еретики будут протестовать
(что мы сейчас и видим), — это он-то, который будет иметь целью "прельстить
и избранных"! Это просто крайне глупо думать так. Святые отцы толковали
печать эту духовно, а нынешние "отцы" считают, что это только вот
телесная микросхема, да еще такая, которую могут в тебя всадить без твоего ведома
или под видом прививки, — и тогда, мол, все, человек погиб. Такой взгляд, по-моему,
есть просто богохульство. Потому что отсюда неизбежен вывод, что люди
будут погибать не потому, что добровольно избрали антихриста и приняли его печать,
а даже без своего ведома и согласия на принятие антихриста будут осуждены
на заведомую погибель (по толкованию того же свт. Ипполита, после принятия печати
человек "не будет иметь возможность знаменать [крестом] какой-либо из своих
членов, но подчинится льстецу и ему будет служить — и раскаяния не будет в нем:
он погиб, как по отношению к Богу, так и по отношению к людям"), — и Бог,
значит, это допустит? Нет, как хотите, а то, что в этих присланных Вами листочках
написано, со святоотеческим толкованием Апокалипсиса не согласуется.
Вот, значит, Н. нашей Церкви
не доверяет, а МП-шным листовкам доверяет? Может, он скоро и какие-нибудь католические
листовки на эту тему начнет распространять (наверняка у католиков тоже что-нибудь
такое пишут)? Почему-то у нас люди часто объединяются не по принципу "за
что", а — "против чего". А бывает и "за что", но это
"что" — не Истинное Православие, а какие-то побочные идеи. Например,
некоторые российские священники РПЦЗ стали сотрудничать с МП-шниками "против
врагов России" (то бишь американского империализма, во время войны в Сербии),
а РПЦЗ в целом стремится к объединению с МП по принципу "за единство русского
народа"… Ну, и т.п.
(…)
Относительно "Тайны России" — я подобных книг принципиально не читаю.
Этот МПшный стиль мне более-менее известен. (...) Отец Григорий об этой "Тайне
России" отзывался скептически. Оно и из названия должно быть понятно. Россия
как таковая — такое же государство, как и любое другое (тем более теперь). Господь
никогда не обещал хранить какое бы то ни было государство, а обещал хранить
Церковь Православную. И все, что в мире совершается, совершается ради Церкви.
Так что если и есть какая-то "тайна", то она в том, чтобы хранить
веру. К. Н. Леонтьев писал когда-то: "Русское Православие есть Православие
византийское!"; "Вера в Христа, апостолов и святость Вселенских соборов,
положим, не требует непременно веры в Россию. Жила Церковь долго без России,
и если Россия станет недостойна, — Вечная Церковь найдет себе новых и
лучших сынов". Это сущая правда, по-моему.
(...)
15 марта было заседание нашего Синода, на котором решено прославить во святых
святителя Филарета (прославление будет, кажется, 1–2 мая).
Так что я радуюсь и веселюсь.
Вот и дождались. Слава Богу!
На этом же заседании Синода
Вл. Валентин был возведен в сан митрополита.
Молитесь об о. Григории
и о всех нас.
(…)
Ну, вот и все.
До свидания.
Получите мое письмо, наверное,
к Пасхе.
Христос Воскресе!
Татьяна.
27 марта 2001 г.
Обсудить
можно
|