вратить и унизить дарованные тебе благодатью Божию подвиги за благочестие. Ибо молва об этом распространилась повсюду и устрашила души почти всех, и Господь воздвиг рог спасения между христианами и снял поношение с монашествующих (Лк. 1:25,69). И, знаю, каждый здравомыслящий скажет, что в нас живет и царствует Христос, и Ему мы повинуемся больше, чем людям, которых Он создал не для того, чтобы Ему быть презираемым, но для того, чтобы быть прославляемым ими.

Ты знаешь все, знаешь, что нужно делать, не нуждаешься в нашем напоминании, но ты сам прежде приказал нам писать об этом. Итак, отец, не бойся человека или огорчений от людей. Ты знаешь, что святые, считая это сновидением и тенью, сделались предметом удивления на небе и па земле. Немного потрудимся, умоляю, еще немного потерпим, и доброе течение наше будет кончено (II Тим. 4:7). Венец сплетен, вечная награда уготована, и назовешься ты другом Небесного Царя, общником святых и исповедником между людьми. Так умоляю же и заклинаю милосердие отца моего: будь для нас опорой, терпением, мужеством. Ибо, если ты, отец, устоишь, то и мы, слабые дети твои, сделаемся твердыми, будем мужественными, все случающееся перенесем мужественно силой Божией и твоими молитвами.

Это попущение от Бога, Который таким образом, конечно, испытывает нас и Сам подает силу. Не бойся же, отец, козней тех, кто старается отклонить тебя от истины. Речь об этом проста. Святой Епифаний[2] в своей беседе о Пасхе показывает, каким бывает человек, советующий вопреки тому, что содержится в Божественном Писании. Он говорит от своего сердца и излагает уставы человеческие. Приведу слова апостола, который говорит о таких людях: "Если это скажет и ангел с неба, анафема ему" (Гал. 1:8). Говорить ли о словах: "Священники Мои отверглисъ закона Моего и осквернили святыни Мои" (Иез. 22:26)? Приводя это пророческое изречение, свт. Григорий Богослов в великом защитительном слове прибавляет следующее: "Они не отличали святого от скверного, но все для них было одинаково".[3]

И еще много другого, если бы кто захотел слушать! Да умолкнут, наконец, искажающие истину Божию ложными речами, и да внимают самим себе. Мы же при столь ясной заповеди, притом угрожающей вечным огнем за преступление, не падем перед человеческими угрозами или мучениями, - нет, клянусь подвигами за добродетель, - но, если даже нужно пролить кровь, с радостью сделаем это, укрепляемые Богом по твоим святым молитвам.
Мужайся же и ты, брат мой Евфимий. Ты подвигом добрым подвизался (II Тим. 4:7). Не будем отставать друг от друга, свет мой и жизнь моя. Ради малого и временного благополучия не будем терять блаженной жизни. Не услаждайся, брат, настоящими удовольствиями и не сокрушайся скорбями, не показывай тыла. Христос радовался, видя, что тебя бичевали за Него. Не опечаль же Его, возлюбленный мой, равно как и сорадовавшихся Ангелов, и господина отца,[4] и почтенную мать, болезнующую о нас Духом Святым,[5] и всех братьев твоих, особенно меня, которого ты называешь дорогим даром.

Нас три брата по плоти,[6] будем же братьями и по духу. Не обесчестим почтенного и богоначального числа,[7] предадим себя на страдания за Божию заповедь, чтобы нам жить вовеки. Великая, отец, у нас печаль и о прочих любезных братьях наших: как Господь устроил их?[8] Ибо мы, грешные, молимся о том, чтобы Он Сам был их Попечителем, Управителем, Руководителем, устраивая их дела, как Он Сам знает, и повелевает, и желает. Ибо поистине, мы проливаем о них горькие слезы, и лица их постоянно имеем перед нашими глазами, прося молитв их на помощь нашей лености.

Впрочем, ты, отец, молись обо всех, чтобы нам стяжать терпение, благополучие, помощь Божию и защиту от искушений диавола и, если угодно Богу, - о том, чтобы нам увидеть во плоти тебя или братий наших. Да исполнится это! Осмеливаемся просить тебя приветствовать от нас любезного брата нашего, если он с тобою.[9] Если же случится кто-нибудь другой из братьев наших, то и ему также поспеши сообщить это. Вместе со мной приветствует святую душу твою господин диакон и отец наш, добрый брат и сын твой эконом, и прочие почтенные и многолюбезные братья. Молись о нас, отец, пламенно и непрестанно, как ты заповедуешь. Чего-либо другого сказать нам нечего.


[1] Это и следующие два письма к преподобному Платону написаны св. Феодором из г. Фессалоники (Солунь) в 797 г., во время первой его ссылки из-за протеста против прелюбодейного брака императора Константина VI, который насильно постриг в монахини свою первую жену Марию и в августе 795 г. женился на своей любовнице Феодоте. Браковенчание совершил пресвитер Иосиф, эконом храма Св. Софии и игумен монастыря Кафаров. Св. патриарх Тарасий, хотя и не одобрял этого брака, не наложил следовавшего по канонам прещения ни на Иосифа, ни на императора. Это вызвало возмущение ревнителей церковной акривии (точного соблюдения св. канонов), в том числе Саввы, игумена Студийского монастыря в Константинополе, св. Феодора, бывшего в то время настоятелем Саккудионского монастыря, и св. Платона, прежнего игумена того же монастыря, с 794 г. пребывавшего на покое. Протестующие отказывались от общения с пресвитером Иосифом, императором и патриархом. С течением времени этот протест получал все большую огласку в Византийской Империи, поскольку Саккудионский монастырь и св. Платон к тому времени обладали большим авторитетом. Император пытался склонить святых Феодора и Платона на свою сторону, но когда это не удалось, в феврале 897 г. отправил их в ссылку: Феодора с еще несколькими братиями, после бичевания, - в Фессалоники, а Платона - в Константинополь, где император пытался отговорить его от протеста, но не имел успеха и заключил старца в темницу при одном из придворных монастырей. Были изгнаны из Константинополя и Студийский игумен Савва с братией.

[2] Свт. Епифаний Кипрский.

[3] Имеется в виду Слово 3-е, где св. Григорий "оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ" (Григорий Богослов, Собрание творений. Т. 1 (М., 2000) 28-78.

[4] Имеется в виду преподобный Платон.

[5] Имеется в виду Феоктиста, мать Феодора, подвизавшаяся в монашеском образе недалеко от Саккудионского монастыря в отдельной келлии вместе с дочерью и еще двумя подвижницами.

[6] Св. Феодор, св. Иосиф (впоследствии архиепископ Солунский) и Евфимий были родными братьями.

[7] Т.е. три.

[8] Феодор и еще 13 братий были сосланы в Солунь, а остальные монахи были разогнаны из Саккудионского монастыря.

[9] Феодор думал, что Евфимий находится при Платоне, но как явствует из "Надгробного слова Платону" (Преподобный Феодор Студит, Малое оглашение. Слова (М., 2000) 428-466), старец был заключен в темнице в одиночестве.

Следующее письмо

Письма св. Феодора Студита
Святоотеческое наследие
На главную страницу сайта

 

Hosted by uCoz